Табличные информационные модели (9 класс). Табличные информационные модели (9 класс) Счетная машина Лейбница

Cлайд 1

Таблицы типа «объект-свойство» Таблица. Домашняя библиотека Номер Автор Название Год Полка 0001 Беляев А.Р. Человек-амфибия 1987 5 0002 КервудД. Бродяги Севера 1991 7 0003 Тургенев И.С. Повести и рассказы 1982 1 0004 ОлешаЮ.К. Избранное 1987 5 0005 Беляев А.Р. Звезда КЭЦ 1990 5 0006 Тынянов Ю.Н. Кюхля 1979 1 0007 Толстой Л.Н. Повести и рассказы 1986 1

Cлайд 2

Cлайд 3

Cлайд 4

Зачем нужно много моделей? изучение строения тела примерка одежды изучение наследственности тренировка спасателей учет граждан страны

Cлайд 5

Что такое модель? Модель – это упрощенное подобие реального объекта. Модель отражает лишь некоторые свойства объекта, существенные с точки зрения цели моделирования.

Cлайд 6

Что такое моделирование? Моделирование – это деятельность человека по созданию модели (натурной или информационной)

Cлайд 7

Понятие объект моделирования надо понимать в самом широком смысле. Это может быть материальный объект: корабль, комета, живая клетка; явление природы: гроза, солнечное затмение; процесс: полет ракеты, изменение стоимости акций на фондовой бирже и многое другое.

Cлайд 8

Дайте определение формализации. Формализация есть результат перехода от реальных свойств объекта моделирования к их формальному обозначению в определенной знаковой системе.

Cлайд 9

1) Как называется упрощенное представление реального объекта? оригинал; прототип; модель; система. Ответ: 3.

Cлайд 10

2) Процесс построения моделей называется: моделирование; конструирование; экспериментирование; проектирование. Ответ: 1. Когда используют моделирование?

Cлайд 11

3) Информационная модель, состоящая из строк и столбцов, называется: график; схема; чертеж; таблица. Ответ: 4. Кроме информационных, какими бывают модели по природе?

Cлайд 12

4) Каково общее название моделей, которые представляют собой совокупность полезной и нужной информации об объекте? материальные; информационные; предметные; словесные; Ответ: 2.

Cлайд 13

5) Геометрической моделью прямоугольного треугольника является: макет; определение; чертеж; А+ В+ С=180°, АВ2=АС2+ВС2. Ответ: 3.

Cлайд 14

Модели по структуре табличные модели (пары соответствия) иерархические (многоуровневые) модели сетевые модели (графы) старт финиш 1 3 2 4 6 7 8 5

Cлайд 15

Cлайд 16

Табличные модели – объекты и их свойства представлены в виде списка, а их значения размещаются в ячейках прямоугольной формы. Перечень однотипных объектов размещен в первом столбце (или строке), а значения их свойств размещаются в следующих столбцах (или строках)

Cлайд 17

Задача: С помощью таблицы решите задачу: Маша, Оля, Лена и Валя – замечательные девочки. Каждая из них играет на каком-нибудь музыкальном инструменте и говорит на одном из иностранных языков (англ., итал., франц., испан.). Инструменты и языки у них разные: Маша играет на рояле; девочка, которая говорит по-французски, играет на скрипке; Оля играет на виолончели; Маша не знает итальянского языка, а Оля не владеет английским; Лена не играет на арфе, а виолончелистка не говорит по-итальянски. Определите, на каком инструменте играет каждая девочка, и каким языком она владеет. рояль скрип виол арфа Англ Итал Франц Испан Маша Оля Лена Валя

Cлайд 18

Дано словесное описание затрат на посадку 1 га садов и ягодников в центральных областях России в 1980 году. Построить модель, которая помогла бы более наглядно представить себе эту картину. Затраты на посадку 1 га садов и ягодников в центральных областях России в 1980 г. Оплата труда при посадке крыжовника - 167 руб. Горючее, ядохимикаты и гербициды для посадки земляники - 115 руб. Удобрения при посадке черной смородины - 585 руб. Материал на шпалеру при посадке малины - 780 руб. Горючее, ядохи микаты и гербициды для посадки черной смородины - 90 руб. Посадочный материал при посадке земляники - 1750 руб. Оплата труда при посадке черной смородины - 150 руб. Удоб рения при посадке малины - 532 руб. Удобрения при посадке крыжовника - 555 руб. Горючее, ядохимикаты и гербициды для посадки малины - 89 руб. Посадочный материал при посадке крыжовника - 594 руб. Прочие расходы при посадке земляники - 584 руб. Оплата труда при посадке малины - 235 руб. Горючее, ядохимикаты и гербициды для посадки крыжовника - 92 руб. Удобрения при посадке земляники - 313 руб. Прочие расходы при посадке черной смородины - 260 руб. Посадочный материал при посадке малины - 1200 руб. Оплата труда при посадке земляники - 316 руб. Прочие расходы при посадке крыжовника - 388 руб. Посадочный материал при посадке черной смородины - 1100 руб. Прочие расходы при посадке малины - 474 руб.

Cлайд 19

Затраты на посадку 1 га садов и ягодников в центральных областях России в 1980 г. крыжовник малина смородина земляника Оплата труда при посадке 167,00р. 235,00р. 150,00р. 316,00р. Горючее, ядохимикаты и гербициды 92,00р. 89,00р. 90,00р. 115,00р. Материал на шпалеру 780,00р. Посадочный материал 594,00р. 1 200,00р. 1 100,00р. 1 750,00р. Прочие расходы при посадке 388,00р. 474,00р. 260,00р. 584,00р. Удобрения при посадке 555,00р. 532,00р. 585,00р. 313,00р.

Cлайд 20

Cлайд 21

Графические информационные модели (схема, структура, график) Схема – это графическое отображение состава и структуры сложной системы. Структура – это порядок объединения элементов системы в единое целое. График – это модель процесса.

Cлайд 23

Cлайд 24

1. Таблицы типа «объект-свойство» 2. Таблицы типа «объект-объект» 3. Двоичные матрицы

Cлайд 25

Таблицы типа «объект-свойство» Таблица. Погода День Осадки Температура Давление Влажность 15.03.2015 Снег -3,5 746 67 16.03.2015 Без осадков 0 750 62 17.03.2015 Туман 1,0 740 100 18.03.2015 Дождь 3,4 745 96 19.03.2015 Без осадков 5,2 760 87

Cлайд 26

Таблицы типа «объект-объект» Таблица. Дороги В этой таблице содержится информация о наличии прямых дорог между населенными пунктами Дачи Озерная Подгорная Елово Бобры Дачи 1 1 1 1 0 Озерная 1 1 0 1 1 Подгорная 1 0 1 0 1 Елово 1 1 0 1 1 Бобры 0 0 1 1 1

Cлайд 27

Двоичные матрицы Таблица. Факультативы В таблице приведены сведения о посещении четырьмя учениками трех факультативов. Вам уже должно быть понятно, что единица обозначает посещение, ноль – непосещение. В таблицах, представляющих собой двоичные матрицы, отражается качественный характер связи между объектами. Ученик Геология Цветовдство Танцы Русанов 1 0 1 Семенов 1 1 0 Зотова 0 1 1 Шляпина 0 0 1

Учитель информатики МОУ «СОШ №20» Поспелова Г. В. г. Новомосковск Тульская область

Тема «Табличные информационные модели»

7 класс (УМК Л.Л. Босовой)

Цели урока:

    систематизировать и обобщить сведения, полученные учащимися на предыдущем уроке;

    расширить представления учащихся о знаковых информационных моделях;

    упорядочить имеющиеся представления учащихся о табличных информационных моделях, повторить/сформировать навыки создания таблиц.

Задачи:

Образовательные:

    закрепить представления учащихся о моделях и моделировании, видах информационных моделей, математических моделях, табличных информационных моделях;

    систематизация полученных знаний.

Развивающие:

    развитие аналитико-синтезирующего мышления, формирование умений наблюдать, делать выводы, развитие находчивости, умения преодолевать трудности для достижения намеченной цели.

Воспитательные:

    воспитание положительного отношения к знаниям, привитие интереса к Информатике, формирование навыков самоорганизации и самоконтроля.

Вид урока: урок закрепления изучаемого материала и выработки практических умений и навыков .

Тип урока: комбинированный.

Формы работы на уроке: самостоятельная, индивидуальная работа.

Методы: словесный (рассказ), наглядно-иллюстративный, практический.

Оборудование:

    Ноутбуки;

    Комплекс мультимедиа (ПК, проектор, интерактивная доска);

    Презентация 7_2.5.1 «Табличные информационные модели».

Основные понятия:

    модель,

    информационная модель,

    знаковая информационная модель,

    табличная информационная модель.

Ход урока

1) Актуализация и проверка усвоения изученного материала

    Обсуждаются вопросы:

Что такое модель?

Что такое моделирование?

Какие модели называют натурными?

Какие модели называют информационными?

Какие существуют виды информационных моделей?

Какие информационные модели наиболее распространены в общении?

В каких случаях вместо текстовых описаний лучше использовать списки

(нумерованные, маркированные, многоуровневые)?

Почему естественный язык не всегда пригоден для создания информационных

моделей?

2. Обсуждение результатов выполнения заданий №1-4 в учебнике:

1) Ответ: скорость распространения звука в зимний день при температуре – 35 0 С равна 310 м/сек, а в летний день – при температуре + 30 0 С равна 352 м/сек.

2а) Ответ: количество дней вычисляется по формуле: .

) Ответ: время, через которое встретятся велосипедисты вычисляется по формуле: минут.

3) Ответ: время вычисляется на основании формулы. Так как t = 8 часов, B = 24 часа, то = =12 часов.

4) Ответ: провода точно хватит для разметки клумбы г) и не хватит на вариант б). При решении вариантов а) и в) нужно мысленно «разогнуть ступеньки» и убедиться, что в каждом из этих случаев получается прямоугольник 6*10, а, следовательно, провода достаточно.

2) Объяснение нового материала: Табличные информационные модели. § 2.5.1.

(Сопровождается показом презентации 7_2.5.1_ Табличные информационные модели»)

Объяснение нового материала организовано в форме беседы, поддерживаемой демонстрацией презентации « Табличные информационные модели» (слайды 2- 4). Желательно в максимально возможной степени задействовать имеющийся опыт школьников по использованию табличных информационных моделей. Важно подвести учеников к выводу, что информация, представленная в таблице, наглядна, компактна и легко обозрима.

Ученики должны рассмотреть рисунки и указать объекты и одинаковые свойства объектов (Слайд 5). На рисунках изображены девушки в национальных костюмах (испанский, русский, индийский). У каждого костюма есть платье, головной убор и музыкальные инструменты.

Составить таблицу «Национальные костюмы» (Слайд 6.)

Подчеркнуть, что информация в таблице наглядна, компактна, легко обозрима.

Привести примеры табличных информационных моделей (таблиц), в которых информация наглядна, компактна, легко обозрима. (Слайд 7).

Особое внимание следует обратить на правила оформления таблиц. В дальнейшем необходимо строго следовать этим правилам. (Слайд 9-11).

Отметить, что условно все множество таблиц можно разделить на простые и сложные.

3) Физкультминутка.

    Известно, что дети быстро утомляются на уроках, поскольку длительное время находятся в статичном положении.

    Физкультминутки помогают предупреждению и снятию умственного утомления.

    Проводят физкультминутку на 12- 20 минуте от начала урока.

    Продолжительность 1-2 минуты.

(Проводится электронная физкультминутка для глаз.)

4) Практическая работа.

Практическая часть урока (задания №1 и №2 работы №6 «Создание табличных моделей») посвящена формированию навыков создания и форматирования таблиц.

При выполнении задания №1 «Великаны» важно следить за тем, чтобы ученики не создавали пять разных таблиц, а редактировали первую таблицу, используя операции вставки и удаления строк и столбцов, применяя автоформатирование и реализуя сортировку данных.

В задании №2 «Природа России» ученики не только отрабатывают технологический прием (объединение ячеек), но и производят отбор нужной для заполнения таблицы информации из текстового документа.

5) Домашнее задание

§ 2.5 (стр. 58-60); Ответы на вопросы №№ 1 – 6 (стр. 69)

6) Рефлексия

У каждого ученика на столе карточки (зеленая, желтая, красная). Уходя из класса, нужно оставить на столе учителя одну из них:

    Зеленая - Я удовлетворен уроком, урок был полезен для меня, я много, с пользой работал на уроке получил заслуженную оценку, я понимал все, о чем говорилось на уроке.

    Желтая - Урок был интересен, я принимал в нем активное участие, урок был в определенной степени полезен для меня, я отвечал с места, я сумел выполнить ряд заданий, мне было на уроке достаточно комфортно.

    Красная - Пользы от урока я получил мало, я не очень понимал, о чем идет речь, мне это не очень нужно, домашнее задание я не буду выполнять, к ответам на уроке я не был готов.

Литература

    Информатика и ИКТ: учебник для 7 класса/ Л. Л. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. - 229 с.:ил.- ISBN: 978-5-9963-0092-1..

    Уроки информатики в 5-7 классах: Методическое пособие / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. - 320 с.: ил.






Правила заполнения таблицы 1. Заголовок таблицы должен давать представление о содержащейся в ней информации. 2. Заголовки граф и строк должны быть краткими. 3. В таблице должны быть указаны единицы измерения. 4. Все ячейки таблицы должны быть заполнены. При необходимости в них заносят следующие знаки: ? – данные неизвестны; – данные невозможны; – данные невозможны; – данные должны быть взяты из вышележащей ячейки. – данные должны быть взяты из вышележащей ячейки.




Таблицы типа ОС содержат информацию о свойствах отдельных объектов, принадлежащих одному классу; Таблицы типа ОС содержат информацию о свойствах отдельных объектов, принадлежащих одному классу; В каждой строке содержится информация об одном объекте; В каждой строке содержится информация об одном объекте; В каждом столбце содержится отдельная характеристика (свойство) всех объектов класса. В каждом столбце содержится отдельная характеристика (свойство) всех объектов класса. Таблицы типа «Объект-свойство»


Примеры таблиц типа «объект-свойство» АвторНазваниеГодПолка 1 Беляев А.Р. Человек Амфибия Кервуд Д. Бродяги севера Тургенев И.С. Повести и рассказы Олеша Ю.К. Избранное19875 Домашняя библиотека (объекты-книги, свойства -, автор, название, год издания, полка)


Примеры таблиц типа «объект-свойство» ДеньОсадкиТемператураДавление Влажность (%) Снег-3, Без осадков Туман1, Дождь3, Информационная модель процесса изменения состояния погоды




Таблицы типа «Объект-объект» Таблицы типа ОО содержат информацию, отражающую взаимосвязи между разными объектами; Таблицы типа ОО содержат информацию, отражающую взаимосвязи между разными объектами; На пересечении строк и столбцов отражается взаимосвязь между объектами разных классов; На пересечении строк и столбцов отражается взаимосвязь между объектами разных классов; На пересечении строк и столбцов отражается взаимосвязь между разными объектами одного класса. На пересечении строк и столбцов отражается взаимосвязь между разными объектами одного класса.


Примеры таблиц типа «объект-объект» УченикиРусскийАлгебраХимияФизика Беляев Р Волков И Галкина Н Иванова Т Успеваемость (объекты разных классов: ученики и предметы)






Таблицы типа «двоичная матрица» Таблицы типа ДМ содержат информацию о взаимосвязях объектов в виде чисел: нулей и единиц; Таблицы типа ДМ содержат информацию о взаимосвязях объектов в виде чисел: нулей и единиц; В таблицах, представляющих собой двоичные матрицы, отражается качественный характер связи между объектами (есть дорога или нет, посещает или нет и т.п.); В таблицах, представляющих собой двоичные матрицы, отражается качественный характер связи между объектами (есть дорога или нет, посещает или нет и т.п.); Таблицы типа ДМ используются для решения логических задач. Таблицы типа ДМ используются для решения логических задач.


Примеры таблиц типа «двоичная матрица» УченикиКомпьютерГеологияТанцыМузыка Беляев Р Волков И Галкина Н Иванова Т Увлечения, хобби (1 – да, 0 – нет)


Примеры таблиц типа «двоичная матрица» Серверы сети С1С2С3С4С5 С С С С С По двоичной матрице определите, какой сервер является узловым, если он непосредственно должен быть связан со всеми остальными серверами.


Решение логических задач с помощью таблиц ДМ Задача: Задача: В школе учатся 4 подростка: Иван, Петр, Алексей и Андрей. О них известно следующее: 1. Иван и Алексей присутствовали в спортзале, когда там занимался легкоатлет. 2. Петр и хоккеист вместе были на тренировке баскетболиста. 3. Хоккеист раньше дружил с Андреем, а теперь неразлучен с Иваном. 4. Иван не любит баскетбол. Кто чем увлекается?




Решение задачи ФутболистБаскетболистЛегкоатлетХоккеист Иван10 -(из п.4)0 - (из п.1)0 - (из п.3) Петр00 - (из п.2)1 Алексей000 - (из п.1)1 Андрей (из п.3)

Правила оформления таблицы
Таблица типа «объекты-свойства»
Таблицы типа «объекты-объекты-один»
Вычислительные таблицы
Решение логических задач

Ключевые слова

Таблица типа «объекты-свойства»
Таблица типа
«объекты-объекты-один»
Вычислительная таблица
Взаимно однозначное соответствие

Таблицы вокруг нас

Хронологические таблицы

Основные даты в истории компьютеров

Дата
Событие
1.
3000 г. до н.э.
Счёты в Китае
2.
1642 г.
Суммирующая машина Паскаля
3.
1694 г.
Счётная машина Лейбница
4.
1801 г.
Перфокарты Жаккара
5.
1830- е годы
Программируемая машина Бэббиджа
6.
1890 г.
Счётная машина Холлерита
7.
1946 г.
Первая ЭВМ
8.
1948 г.
Изобретение транзистора
9.
1964 г.
Появление интегральных схем

Расписание уроков

Программа телепередач

Таблица Д.И. Менделеева

Давайте обсудим

Таблицы составляют для описания ряда объектов,
обладающих одинаковыми наборами свойств.
Укажите объекты и одинаковые
свойства объектов
?

Национальный костюм

В Испании национальной одеждой женщины является пышное
платье с воланами Bata de cola, головным убором - мантилья
или кофья-де-папос, инструментом - гитара и кастаньеты.
В России национальная одежда женщины – сарафан, кокошник
или платок. Инструменты - балалайка и гармошка.
В Индии женщины носят сари, чоли, дупатту, а национальным
инструментом является ситар.
Bata de cola - пышное платье с воланами и оборками.
Мантилья - кружевная накидка на голову
Кофья-де-папос - кружевная накидка на голову с высоко поднятым
основанием
Сари - материал длиной 5-7 метров, который специальным
образом оборачивается вокруг тела.
Чоли - короткая футболка, одеваемая под сари.
Дупатта - лёгкий шёлковый платок.

Национальный костюм
Страна
Тип платья
Головной убор
Инструмент
Испания
Платье
Bata de cola
Мантилья,
кофья-де-папос
Гитара,
кастаньеты
Россия
Сарафан
Индия
Сари, чоли
Балалайка,
Кокошник, платок
гармошка
Дупатта
Ситар
Информация в таблице наглядна, компактна,
легко обозрима.

Структура таблицы

ЗАГОЛОВОК
ГОЛОВКА ТАБЛИЦЫ
Б
О
К
О
В
И
К
ПРОГРАФКА
СТРОКИ
ЯЧЕЙКА
ГРАФЫ (СТОЛБЦЫ)

Правила оформления таблицы

1. Заголовок таблицы должен давать
представление о содержащейся в ней
информации.
2. Заголовки граф и строк должны быть краткими.
3. В таблице должны быть указаны единицы
измерения.
4. Все ячейки таблицы должны быть заполнены.
При необходимости в них заносят следующие
знаки:
? – данные неизвестны;
– данные невозможны;
– данные должны быть взяты из
вышележащей ячейки.

Классификация таблиц

Типы таблиц
Простые
таблицы
ОС
ООО
Сложные
таблицы
ООН
ОСО

Таблица типа «объекты-свойства» (ОС)

Таблицы типа ОС содержат информацию о
свойствах отдельных объектов, принадлежащих
одному классу.
Имя класса
объектов
Имя свойства 1 Имя свойства 2
...
Имя объекта 1
Имя объекта 2
...
Значение свойства объекта

Пример таблицы типа ОС

Необычные вещи
Вид
изделия
Год
изготовления
Длина
(м)
Страна
Джемпер
1999
Португалия
3
Шарф
1998
США
1073
Сандалии
2002
Пакистан
3.93
Саквояж
2003
Бразилия
3.7

Таблицы типа ООО содержат информацию
о некотором одном свойстве пар объектов,
чаще всего принадлежащих разным классам.
Имя первого
класса объектов
Имя второго класса объектов
Имя 1-го объекта
2-го класса
Имя 2-го объекта
2-го класса
Имя 1-го объекта
первого класса
Имя 2-го объекта
первого класса
Значение свойства пары объектов
...

Примеры таблиц ООО

Оценки по информатике
Ученик
Период обучения
I четв.
II четв.
1-е полуг.
4
5
4
5
5
4
5
5
4
Период
обучения Баутин Д.
Ученик
Баутин Дима
Школина Ира
Зайцев Илья
Школина И.
Зайцев И.
I четв.
4
5
5
II четв.
5
4
5
4
5
4
1-е полуг.

Таблица типа «объекты-объекты-несколько»

Оценки по информатике и математике
Период обучения
Ученик
I четверть
II четверть
Информатик
а
Математик
а
Информати
ка
Математик
а
Баутин
4
4
5
4
Дима
Школина
5
5
5
5
Таблицы
типа ООН содержат информацию
Ира
о нескольких свойствах нескольких пар
Зайцев
4
3
4
4
объектов, принадлежащих разным классам.
Илья

Таблица типа «объекты-свойства-объекты»

Антропометрические данные
и спортивные результаты
Упражнение
Ученик
Рост, Вес,
см
кг
Прыжок в длину
с места
Результат,
см
Оценка
Бег на 1000 м
Результат,
Оценка
с
Баутин Д.
168
56
197
5
220
5
Зайцев И.
159
46
178
4
263
4
Таблицы типа ОСО содержат информацию о свойствах
пар объектов, принадлежащих разным классам,
и об одиночных свойствах объектов одного из классов.

Вычислительные таблицы

Вычислительные таблицы - таблицы, в которых


из этой же таблицы.
Товар
Цена (руб.)
Количество Стоимость
Тетрадь
3
10
30
Альбом
5
4
20
Авторучка
10
5
50
...
Таблица типа ОС

Вычислительные таблицы

Человечек
Напиток
Всего
Незнайка
Пончик
Торопыжка
Пилюлькин
Квас
2
0
0
1
3
Газировка
1
3
2
0
6
Сироп
1
2
0
0
3
Касторка
0
0
0
1
1
Итого:
4
5
2
2
13

Решение логических задач с помощью нескольких таблиц

Объекты двух классов могут находиться
в отношении взаимно однозначного
соответствия:
1) в этих множествах одинаковое количество
объектов;
2) каждый объект 1-го множества связан

2-го множества;
3) каждый объект 2-го множества связан
объектом
1-го множества.

Давайте обсудим

?
Маша, Оля, Лена и Валя играют на одном из музыкальных
инструментов и говорят на одном из иностранных языков.
Инструменты и языки у них разные. Маша играет на рояле.
Девочка, которая говорит по-французски, играет на скрипке.
Оля играет на виолончели. Маша не знает итальянского
языка, а Оля не владеет английским. Лена не играет на
арфе, а виолончелистка не говорит по-итальянски.
Определите, на каком инструменте играет каждая из
девочек и каким иностранным языком она владеет.
Девочка
Музыкальный
инструмент
Иностранный
язык

Решение задачи

Увлечение
Рояль
Музыкальный Скрипка
инструмент Виолончель
Девочка
Маша
Оля
Лена
1
1
Арфа
Французский
Иностранный Немецкий
язык
Английский
Итальянский
Оля
Маша
играет
на виолончели
на
Лена
не играет
играет
на рояле
арфе
0
Валя

Решение задачи

Увлечение
Рояль
Музыкальный Скрипка
инструмент Виолончель
Арфа
Девочка
Маша
Оля
Лена
Валя
11
0
0
0
0
0
1
0
0
11
0
0
0
0
00
1
Французский
Иностранный Немецкий
язык
Английский
Итальянский
Заполним первую часть
таблицы

Решение задачи

Увлечение
Рояль
Музыкальный Скрипка
инструмент Виолончель
Арфа
Девочка
Маша
Оля
Лена
Валя
1
0
0
0
0
0
1
0
0
1
0
0
0
0
0
1
Французский
1
Иностранный Немецкий
язык
Английский
Итальянский
0
0
0
Маша
невладеет
знает
итальянского
Девочка,
которая
говорит
по-французски,
Виолончелистка
Оля
не
не
говорит
английским
по-итальянски
играет на скрипке

Решение задачи

Увлечение
Девочка
Маша
Оля
Лена
Валя
1
0
0
0
0
0
1
0
0
1
0
0
Арфа
0
0
0
1
Французский
0
0
1
0
0
1
0
0
1
0
0
0
0
0
0
1
Рояль
Музыкальный Скрипка
инструмент Виолончель
Иностранный Немецкий
язык
Английский
Итальянский
Получим, что увлечения Маши – рояль и английский,
Оли – виолончель и немецкий, Лены – скрипка
и французский, Вали – арфа и итальянский.

Самое главное

Таблицы используют для описания ряда
объектов, обладающих одинаковыми
наборами свойств.
Таблица состоит из столбцов и строк.
Информация, представленная в таблице,
наглядна, компактна, легко обозрима.
Таблица типа «объекты-свойства»
содержит информацию о свойствах
отдельных объектов, принадлежащих
одному классу.

Самое главное

Таблица типа «объекты-объекты-один»
содержит информацию о некотором одном
свойстве пар объектов, чаще всего
принадлежащих разным классам.
Вычислительными называют таблицы, где
значения некоторых свойств вычисляются
с использованием значений других свойств
из этой же таблицы.

Самое главное

Объекты двух классов находятся в
отношении взаимно однозначного
соответствия, если:
- в этих классах одинаковое количество
объектов;
- каждый объект первого класса связан
заданным свойством только с одним
объектом второго класса;
- каждый объект второго класса связан
заданным свойством только с одним
объектом первого класса.

Давайте обсудим

?
1. Приведите примеры таблиц, с которыми
вы сталкивались в жизни.
2. Всегда ли удобно табличное
представление информации?
3. Какие преимущества обеспечивают
табличные модели по сравнению со
словесным описанием?
4. Любое ли словесное описание можно
заменить таблицей?
5. Каких правил следует придерживаться
при составлении таблиц?
6. Приведите пример таблицы ОС.
7. Приведите пример таблицы ООО.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Табличные информационные модели Структура и правила оформления таблицы

Правильно оформленная таблица имеет структуру: Табличный номер Общий заголовок таблицы Наименование граф Наименование строк ячейка графа строка

Простые таблицы Таблицы типа «объекты - свойства» (ОС) Таблица типа «объекты - свойства» - это таблица, содержащая информацию о свойствах отдельных объектов, принадлежащих одному классу. Общий вид таблицы типа ОС: Имя класса объектов Имя свойства 1 Имя свойства 2 … Имя объекта 1 Имя объекта 2 … Значение свойства объекта

пример Ученики 2-го «в» Ученик Год рождения Рост (см) Вес (кг) Иванов Петя Петров Ваня Рыжков Коля

Имя первого класса объектов Имя второго класса объектов Имя 1-го объекта второго класса Имя 2-го объекта второго класса … Имя 1-го объекта первого класса Имя 2-го объекта первого класса Простые таблицы Таблицы типа «объекты - объекты » (ОО) Таблица типа «объекты - бъекты » - это таблица, содержащая информацию о некотором одном свойстве пар объектов, чаще всего принадлежащих разным классам. Общий вид таблицы типа ОО: Значение свойства пары объектов

пример Оценки по информатике учеников 7 класса Ученик Период обучения 1 четверть 2 четверть 1-е полугодие Бутин Дима 4 5 5 Голубев Миша 4 4 4 Куликов Иван 5 5 5

Сложные таблицы Таблица типа « объекты-объекты-несколько » (ООН) Таблица, содержащая информацию о нескольких свойствах пар объектов, принадлежащих разным классам. Общий вид таблицы типа ООН:

Имя первого класса объектов Имя второго класса объектов Имя 1-го объекта второго класса Имя 2-го объекта второго класса … Имя 1-го свойства пары объектов Имя 2-го свойства пары объектов … Имя 1-го свойства пары объектов Имя 2-го свойства пары объектов … Имя 1-го объекта первого класса Имя 2-го объекта первого класса Значения свойств пар объектов

Оценки за полугодия и за год Фамилия Предмет Русский язык Математика … I II Год I II Год Бутин Дима Голубев Миша Куликов Иван пример

Сложные таблицы Таблица типа «объекты-свойства-объекты» (ОСО) Таблица, содержащая информацию и о свойствах пар объектов, принадлежащих разным классам, и об одиночных свойствах объектов одного из классов. Общий вид таблицы типа ОСО:

Название класса объектов, для которых есть индивидуальные свойства Названия индивидуальных свойств Название класса объектов, для которых есть только парные свойства Названия объекта из 1-й пары Названия объекта из 2-й пары Названия объекта из 3-й пары … Названия свойств пары объектов Названия свойств пары объектов Названия свойств пары объектов … Названия объектов Значения свойств

пример Успеваемость учеников 4-го «в» Предмет Учитель Количество уроков в учебном году Ученик Иванов Петя Петров Ваня I полугодие II полугодие Год I полугодие II полугодие Год Русский язык Кошкина А.Б. 160 Математика Кузнецов В.Г. 160 Природоведение Сидорова Д.Е. 64




 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!