Обзор на Шлем виртуальной реальности HTC Vive. Шлем виртуальной реальности HTC Vive

Вот уже много лет магазины цифровой техники завлекают покупателей всевозможными интерактивными развлечениями. Начиналось все с подключенных к большому телевизору игровых консолей с двумя джойстиками для парной игры в FIFA или Mortal Kombat. Продолжилось контроллером движений Microsoft Kinect, а после спада его популярности трансформировалось в гоночные симуляторы с рулем, педалями, автомобильным креслом и несколькими телевизорами, объединенными в большущую мультипанель. В этом же году главным писком моды стали шлемы виртуальной реальности – и именно демо-стенд с HTC Vive (он же Steam VR) меня любезно пригласил протестировать интернет-магазин КТС .

Ремарка: была возможность взять HTC Vive домой для более тщательного изучения, но, к сожалению, ни одна из комнат моей квартиры по площади и особенностям расстановки мебели не подошла для установки и последующий эксплуатации устройства (о требованиях к игровой зоне ниже по тексту).

Что в коробке?

В США шлем HTC Vive стоит $800, но с доставкой в наши края обошелся в чуть больше чем $1000. Полученная по почте коробень оказалась немаленькой: помимо самого шлема в ней нашлись два беспроводных контроллера движений для левой и правой руки, два датчика считывания положения игрока в пространстве (вешаются на стены), а также связка длиннющих проводов (к примеру, длина спаренного кабеля подключения шлема к компьютеру HDMI+USB составляет 5 метров).

Насколько мощный ПК и насколько большая комната нужны?

Выложить тысячу долларов за шлем HTC Vive – это еще только полдела. Для его работы требуется компьютер примерно такой же стоимости. В минимальных системных требованиях указан процессор Intel Core i5 (хватает и Core i3, проверено) или AMD FX 8000, 4 ГБ оперативной памяти (это зависит от конкретной запускаемой игры, для ААА-проектов нужно все 8 ГБ) и видеокарта NVIDIA GeForce GTX 970 или AMD Radeon R9 290 (казуальные игры, которых в каталоге Steam VR большинство, без проблем запустятся и на более слабой видеокарте).

Если несоответствующий системным требованиям ПК можно проапгрейдить, то требованиями к площади игровой зоны все сложнее (не съезжать же ради HTC Vive на новую квартиру). Минимальная игровая площадь составляет 1,5х2 метра. Казалось бы, не так уж и много, но на деле в эту зону не должны попадать ни стол, ни диван, ни прочая мебель. Иначе рискуете попасть впросак: не сможете взаимодействовать с игровым объектом, который находится внутри, к примеру, дивана. Максимальная же площадь игровой зоны может достигать 4,5х4,5 метра.

Сложен ли первый запуск?

Основная трудность – развесить по противоположным углам комнаты, причем желательно под самым потолком, пару датчиков позиционирования. В офисе с этим проблем не возникло (воспользовались крюками крепления проектора и камеры видеонаблюдения), но дома, скорее всего, пришлось бы сверлить стены. Программная же настройка занимает минут десять-пятнадцать: нужно установить конфигурационное приложение HTC Vive, дополнительное приложение Steam VR, обновить драйвер видеокарты (если вы этого не делаете регулярно) и откалибровать шлем и беспроводные контроллеры движений.

Удобно ли сидит на голове и сочетается ли с диоприйными очками?

Многочисленные жалобы хиляков, что HTC Vive якобы тяжелый (целых 400 грамм!) и из-за него быстро устает шея, лично я подтвердить не могу. За полный рабочий день (с 9 до 18), проведенных за тестированием шлема, ни шея, ни глаза нисколечко не устали. Все благодаря широким эластичным ремням крепления. Хотя один раз я ошибочно испугался за зрение: сняв шлем, стал плохо видеть, но, как оказалось, банально запотели мои диоприйные очки. В шлеме действительно жарковато: он очень плотно прилегает к лицу, свет и воздух просачивается лишь через тонюсенькую щель вокруг носа. К тому же, во время работы шлем немного греется (с лицом нагретые поверхности не контактируют). В комплекте поставляется сменный поролоновый ободок, контактирующий с лицом.

С диоприйными очками HTC Vive совмещается без проблем: по бокам сделаны вырезы для дужек, а в придачу можно отодвинуть родные линзы шлема подальше вперед. Но, конечно, все зависит от конкретной оправы: элегантные тонкие очечки поместятся, а толстенные хипстерские на пол-лица – нет. Пользователи же с небольшими проблемами зрения говорят, что им вполне комфортно играть в шлеме и без своих очков.

Помимо расстояния от глаз до линз шлема, отрегулировать можно и расстояние между глазами (межцентровое расстояние). К тому же, к Vive можно подключить любые наушники, будь-то большущие накладные с эффектом объемного звука или легкие вкладыши, в которых кажется, что ты вообще без наушников.

Зернистая ли картинка и чувствительные ли контроллеры движений?

Внутри HTC Vive установлены два OLED-дисплея с разрешением 1080х1200 точек (суммарное разрешение 2160х1200), частотой обновления 90 Гц и углом обзора 110 градусов. В итоге изображение хоть и зернистое, но зато плавное при вращении головой (в Google Cardboard движения рваные). Но зернистость – понятие относительное: в играх с гладкими одноцветными текстурами она сильно бросается в глаза, тогда как, например, в виртуальном лесу или в ночных локациях почти не заметна.

Движения что головы, что рук отслеживаются отлично: задержек при перемещении нет, прицеливание из виртуального оружия точное. Контроллеры ложатся в руки как влитые и, порой, возникает странное, почти что материальное ощущение, что берешь в руку предмет из игры (пистолет или меч, пусть даже они нарисованы ничуть не лучше, чем в Minecraft). Помимо настенных датчиков движения на шлеме установлена камера, которая снимает комнату и в критических ситуациях сообщает игроку, что он подходит слишком близко к стенам или мебели.

С какой игры начать?

Де-юре HTC Vive поддерживает не только любые игры из библиотеки Steam, но и любые игры вообще. Но де-факто преобладающее большинство из них запускаются только в режиме Desktop Theatre – эффект присутствия в комнате с огромным телевизором, на котором транслируется игра. Неплохо, но не впечатляет.

Совсем другие эмоции дарят игры, созданные специально для шлемов виртуальной реальности. Ознакомившись с несколькими десятками игрулек, посоветовать для первого знакомства могу две: VRMultigames и Spell Fighter VR (обе бесплатные). Первая представляет собой набор казуальных забав, самой зрелищной из которых является бой с дронами (отлично ощущается масштабность игрового уровня). Вторая же порадует достойной по меркам VR графикой (немного напоминает Skyrim) и глубоким эффектом погружения – временами я по-настоящему терялся в пространстве, аж ноги подкашивались.

Лучше или хуже, чем Oculus Rift?

По сравнению с HTC Vive, конкурирующий шлем Oculus Rift имеет ряд недостатков. Во-первых, он менее тонко настраивается под конкретного человека (нельзя регулировать расстояние от глаз до линз), а вместо личных диоприйных очков человека предлагается использовать комплектные диоприйные линзы. Во-вторых, шлем менее плотно прилегает к лицу, заметны просветы почти по всему периметру. В-третьих, из-за отсутствия контроллеров движения (в комплекте поставляется обычный геймпад от Xbox One) шлем несовместим c играми, где задействованы руки. Но есть у Oculus Rift и преимущества. Это в первую очередь более доступная стоимость ($600 в США), а во вторую – минимальные требования к игровой площади (играть можно, сидя за компьютерным столом). Разрешение экрана у обоих шлемов одинаковое.

В сухом остатке

Если вас не впечатлила мобильная виртуальная реальность (Google Cardboard или Samsung Gear VR), обязательно дайте этой, бесспорно, сверхперспективной технологии второй шанс уже с компьютерным устройством HTC Vive. Качество экрана и уровень прорисовки графики в играх у компьютерной виртуальной реальности примерно на том же уровне, что и у мобильной. Но когда в виртуальный мир попадают не только глаза, но и руки, и все это в высокой динамике, начинаешь периодически теряться, где ты – все еще в комнате или уже в игровом мире. Рекомендовать к покупке абсолютно всем HTC Vive я, конечно же, не могу – ассортимент игр пока что берет больше количеством, нежели качеством. Но вот лично опробовать HTC Vive должен каждый. Тем более, что вскоре это устройство, вероятно, будет установлено в развлекательных целях во многих магазинах электроники и торговых центрах.

Лучшее устройство для виртуальной реальности на данный момент: полное погружение VR, отличная физика в играх и приложениях, большое количество контента…

Введение

«Я думаю, что пределом развития дисплея будет комната, в которой компьютер может управлять существованием материи. Стул в такой комнате вполне сгодится для сидения на нём. Наручники, созданные в такой комнате, будут сковывать, а пуля, созданная в такой комнате, будет смертельной»


Айвен Эдвард Сазерленд, американский ученый

Отцом VR (виртуальной реальности) можно назвать Мортона Хейлинга, начинающего кинематографиста в Голливуде. Симулятор VR под названием «Сенсорама» (sense - чувство, rama - панорама) он собрал и запатентовал в далеком 1957 году. Суть устройства была такая: человек садился на специально оборудованное место, всовывал голову в «будку» и совершал прогулку на мотоцикле по Бруклину. Видео было записано на три камеры с разным углом зрения, человек, принимавший участие в виртуальной реальности, слышал стереозвук, чувствовал не только вибрацию выбоин на дороге, но и легкий встречный ветерок. Кроме того, была придумана система передачи запахов. К сожалению, в подобной технологии не было никакого взаимодействия человека с VR.

Первые попытки создать портативный шлем виртуальной реальности были предприняты американским ученым и пионером Интернета Айвеном Сазерлендом. В 1967 году ученый описал и сконструировал шлем, изображение на который генерировалось при помощи компьютера. Но поскольку конструкция была громоздкой, устройство приходилось подвешивать к потолку, поэтому аппарат еще называли «Дамоклов меч».


Спустя 10 лет в Массачусетском технологическом институте создали проект «Кинокарта Аспена» (The Aspen Movie Map) – симулятор прогулки по городу Аспен (Колорадо). Именно TAMM считается первой реализацией «настоящей» VR. Кстати, термин «виртуальная реальность» появился значительно позже – в 1989 году благодаря Дарому Ланьеру, ученому в области визуальных данных.


В 80-е и частично в 90-е годы тема виртуальной реальности и киберпространства (в 1984 году термин ввел Уильям Гибсон в романе «Нейромантик») была достаточно популярна. Писали книги, создавали игры, снимали фильмы. Наиболее запоминающееся кино моего детства - «Газонокосильщик» (The Lawnmower Man): ученый ставит эксперименты над людьми с использованием компьютерных технологий; при помощи виртуальной реальности экспериментатор развивает умственные возможности больного паренька. Дальше «спойлерить» не стану, вдруг вы захотите посмотреть.

Как мне кажется, наибольшую популярность VR получила в наши дни. В общем, это и немудрено: компьютеры стали мощнее, датчики более точными, а экраны – миниатюрнее и с высоким разрешением. Последние пару лет практически все производители решили показать свои технологии в сфере виртуальной реальности: у Samsung появился шлем Gear VR, у Facebook теперь есть Oculus Rift, китайский гигант Xiaomi также показал Mi VR, компания Sony продемонстрировала PlayStation VR. Однако все они не в полной мере погружают человека в мир виртуальной реальности, то есть ты не можешь, находясь в VR, физически перемещаться в пространстве и взаимодействовать с предметами одновременно.

В начале этого года на ежегодной выставке MWC компания HTC совместно с легендарной Valve, откровенно говоря, неожиданно представала свой шлем под названием Vive. Суть устройства аналогична конкурентным решениям, однако с HTC Vive можно перемещаться в виртуальном пространстве, то есть физически «прогуливаться» по комнате, при этом совершая те же движения в VR.

Зимой я ездил на демонстрацию Vive и затем поделился своим впечатлением. На тот момент устройство находилось на стадии разработки. И поскольку гаджет оказался непростым в реализации (тонны проводов, сложная система установки), то я не был уверен, что HTC Vive в ближайшее время появится в продаже. Однако ошибся: не так давно шлем поступил в магазины, и цена составила 70 000 рублей.

Комплект поставки

Устройство поставляется в большой черной коробке (примерно 60х40х20 см) с надписью «Vive» и изображением шлема. Внутри вы найдете:


Получается внушительный такой комплект с проводами и разными адаптерами.



Внешний вид

Поскольку я знаю, как выглядит некоммерческий образец, то могу сказать, что разработчики проделали неплохую работу над эргономикой дизайна, а также его эстетикой (датчики закрыли, провода аккуратно собрали в косичку, они стали тоньше).


На лицевой стороне расположена камера (позволяет добавлять элементы реальности в визуальный мир), справа внизу – регулировка расстояния между окулярами (IPD). Справа и слева находятся держатели, потянув за которые, можно выставить оптимальное расстояние от глаз до объектива. Слева – кнопка шлема и индикатор готовности. Возле рта – микрофон.

Сверху проходят четыре кабеля, три из которых подключаются к ПК. Один служит для вывода звука 3.5 мм.







Контроллеры также изменились в лучшую сторону: до этого они были угловатыми, а кнопки смотрелись, как «привет из 90-х». Теперь каждый контроллер имеет плавные очертания, верхняя часть круглая, сенсорная зона под большим пальцем приятная на ощупь, имеет механическое нажатие сверху-снизу, слева-справа. Под ним – кнопка запуска меню Steam в режиме VR, сверху – кнопка для выбора различных функций. Под указательным пальцем – курок, еще есть две кнопки слева и справа на рукоятке. Стики достаточно легкие, управлять ими интересно, но не всегда безопасно: в некоторых играх они могут случайно вылететь из рук (при резких взмахах), поэтому предусмотрены ремешки.

В стики встроили вибромоторчики. Они срабатывают в разные моменты: когда натыкаетесь на виртуальные предметы, когда взаимодействуете с ними, когда происходит перезарядка оружия и так далее. Все это еще больше погружает в VR.















Техническая сторона вопроса

Необходимо отметить, что для работы HTC Vive потребуется мощный ПК на Windows. Под мощным ПК я подразумеваю в его составе видеокарту не ниже GTX980, а лучше круче, что-то типа 1070 или 1080, поскольку качество графики и частота кадров будут напрямую зависеть от карты. А ниже привожу официальные минимальные требования:

  • Графический процессор: NVIDIA GeForce GTX 970, AMD Radeon R9 290 или лучше
  • Процессор: Intel i5-4590/AMD FX 8350 или лучше
  • Оперативная память: не менее 4 ГБ
  • Видеовыход: HDMI 1.4 или DisplayPort 1.2 или лучше
  • Порт USB: 1 x USB 2.0 порт или более скоростной
  • Операционная система: Windows 7 SP1, Windows 8.1 или выше, Windows 10

Для обзора мой ПК и iMac не подошли, поэтому попросил такой компьютер, чтобы уж точно отсечь возможность «лагов»: красивый, компактный и мощный MSI VORTEX G65VR.

  • Intel Core-i7 6700K
  • SLI Nvidia GeForce GTX 1070
  • 64 ГБ ОЗУ

Достаточно серьезная игровая машина.

Сам шлем выглядит, как большинство подобных устройств. На его корпусе расположены сенсоры (32), которые равномерно распределены по всей поверхности, в том числе на боках, на нижней и верхней гранях. Угол обзора – 110 градусов.

У аппарата есть две линзы, фокусирующиеся на двух экранах с разрешением каждого 1200х1080 пикселей. Матрица линз – Amoled. Вероятно, использовали именно эту матрицу, чтобы черный цвет был черным, однако, как вы знаете, Amoled «славится» определенным строением пикселей – Pentile. Это строение, к сожалению, очень заметно, поэтому разрешение визуально становится меньше, чем 1200х1080. Низкое разрешение – основной недостаток HTC Vive. Однако для повышения разрешения необходимы не только новые дисплеи, но и производительная видеокарта, которая позволила бы выдавать 4К для каждого глаза выше 90 кадров в секунду. Идеальная ситуация, когда каждый экран получает разрешение не менее FullHD, а лучше больше.

Здесь же стоит сказать о времени работы стиков. Мне хватало их на 4-5 часов. С одной стороны, немного, с другой – более 5 часов играть сложно, поскольку устают не только глаза, но и все тело в целом, так как приходится физически перемещаться по выделенному пространству. Заряжаются стики около 2-3-х часов – необходимый минимум времени для восстановления организма. Все остальное питается от сетевых адаптеров.

Станции позиционирования синхронизируются беспроводным способом, их нужно только включить в розетку. Проводное соединение может потребоваться лишь в специальных случаях.

Установка и настройка

Для начала вам потребуется выбрать место, где вы будете играть. Лучше всего выделить не менее 2.5x3.5 метра пустого пространства. На всякий случай убрать бьющиеся предметы, желательно закрыть зеркала и отключить яркие источники света.

Использовал описанный выше компьютер MSI Vortex, подключил его к монитору моего ПК. Инсталлировал ПО и Steam . Далее собрал все необходимые элементы:

  1. Поскольку у меня есть система освещения для съемки видео, то стойки от нее я использовал в качестве штативов для базовых станций. Благо у них есть стандартное крепление сзади и снизу. Расположил стойки в противоположных углах комнаты и выставил высоту около 2-х метров. Так как базовые станции должны подключаться к блоку питания, то заранее продумайте, куда будете подключать адаптеры (в моем случае розеток не хватило, пришлось чуть ли не всю комнату увешать удлинителями). Установил БС так, чтобы они смотрели друг на друга. С обратной стороны БС есть кнопка переключения каналов: на одной базе должно быть значение А, на другой – B.




  1. Подключил шлем к LinkBox, а уже эту коробочку к ПК. Подсоединил сетевой адаптер к LinkBox.
  2. Когда все собрал, и ПО определило все необходимые драйверы, то запустил Run Room Setup
  1. Можно выбрать большую либо маленькую комнату. Настроить одну из них – ниже скриншоты. Будьте внимательны при калибровке пола, иначе в VR вы будете находиться либо выше, либо ниже в пространстве. При настройке пространства необязательно обводить только то место, где у вас нет предметов, например, у меня стоял диван, и я включил его пространство в VR, поскольку он находится ниже, а в виртуальной реальности, как правило, задействуется пространство по прямой. У меня вышло 2.7x1.9 метра (для игр освобождал больше места, для теста этого делать смысла не было).









  1. Запускаете Steam, выбираете Магазин - Игры - Виртуальная реальность, оставляете в поиске HTC Vive и инсталлируете игры.


Игры, впечатления

На данный момент в Steam примерно 800 игр, заточенных именно под VR. Конечно, как и всегда, не все они интересные и оригинальные, особенно бесплатные, но выбрать себе можно точно. Минимальная стоимость игрушек – 59 рублей, максимальная – 1 300 рублей. В среднем они продаются за 300-600 рублей.

Так как я уже пользовался HTC Vive в демозоне в начале года, то представлял себе, что увижу в VR. Для демонстрации руководство HTC инсталлировали несколько игр на свой вкус. Позже уже я сам ставил игры, правда, бесплатные:)

Многие игры отображаются на ПК, то есть окружающие могут видеть происходящее у вас в виртуальном мире. Единственное, отображается это все по-разному: где-то как вертикальное видео, где-то как широкоформатное. Полную картину зрители не видят. Один из важных моментов – обязательно используйте гарнитуру! Первый запуск HTC Vive у меня был без наушников, и, откровенно говоря, особенного эффекта я не почувствовал. Второй «заход» уже был в «ушах». Вот тогда-то я 100% погрузился в атмосферу VR.

Одна из немногих несложных игр – Audioshield. Задача очень простая: под музыку, которую выбираете вы сами, необходимо как бы отбивать щитами энергетические шары разных размеров и цветов. Вроде бы все просто, но крайне увлекательно. Чем быстрее темп в музыке, тем больше шаров в игре и тем больше приходиться двигаться, чтобы их отбивать.

В данном случае вы получаете огромное удовольствие от того, что картинка очень реалистичная, а темп иной раз в игре высокий. Кроме того, стики вибрируют, если в них попадают шары. Для компании друзей игрока в самый раз!

Игра The Brookhaven Experiment. Здесь необходимо отстреливать зомби. У вас есть пистолет и фонарик. Игра интересная с точки зрения атмосферы, но неоригинальная, поскольку все происходит в темноте, а хочется разглядывать каждую травинку.




Все игры описывать не стану – в них надо играть в VR самим, а не читать.

Наибольшее впечатление произвела программа The Lab. Здесь вам дается возможность узнать, на что способен HTC Vive с точки зрения взаимодействия с объектами в виртуальном мире, понять работу в режиме VR.










Вы попадаете в лабораторию, где по полу бегает электронная собачка. С ней можно играть: берете любой предмет (зажать курок на стике) и кидаете в сторону (в основном там уже лежат палочки). Собачка принесет обратно.

На виртуальном столе нашел пульт управления дроном и сам летательный аппарат. Как оказалось, его можно запустить и управлять им. Прикольно и необычно.

Самое эффектное демо, которое, уверяю, не оставит никого равнодушным, - горы. Ты попадаешь в потрясающе живописное место в горах (реалистичное настолько, что сложно отличить от настоящего мира). Ощущения захватывающие, но перемещение, к сожалению, происходит только по определенным точкам. Именно с этого демо начинал показ возможностей HTC Vive своим родным и друзьям.

Например, папе VR очень понравился: он с удовольствием исследовал различные уголки подводного мира игры The Blu, отмахивался от дракона в одной из комнат The Lab, а в демке Senza Peso даже у меня шли мурашки по телу, когда я наблюдал по монитору, как он перемещается на лодке по реке мистического подземного мира, возможно, олицетворяющего собой ад Данте.

Мама не выдерживала и нескольких минут в «Горах» демо The Lab: хваталась за меня, закрывала глаза стиками и периодически взвизгивала от ужаса, оказываясь на скалах перед «пропастью». В «Зомби» совсем не смогла играть из-за страшных звуков и персонажей, соответствующих названию игры.

Супруге понравилась программа создания галактик, Земли и других планет (Universe Sandbox). Отличная физика и графика, интересные эффекты.

Я просмотрел более 25 игр. Большинство из них были бесплатные, поэтому сюжет и графика порой оставляли желать лучшего. Однако для себя выделил несколько приложений: The Lab – первое, что надо ставить на VR; конечно же Serious Sam – легендарная игрушка; Invasion - прикольный мультик (насколько я знаю, он есть и на Sony VR); PresenZ – демонстрация суперреалистичной статичной графики (я даже не уверен, что это графика, вероятно, так снято на камеры); Quanero – необычное приложение демонстрации небольшого ролика с возможностью перемотки происходящего вперед или назад (можете подходить к героям, рассматривать их).




Короче говоря, погружение в VR практически полное. Интересно наблюдать за знакомыми со стороны, когда они пытаются в той своей реальности что-то куда-то забросить, или когда на коленках ползают и тыкают в разные предметы в поисках чего-то, или когда в страхе отмахиваются стиками, возможно, от летящих пуль, стрел, а может, от нападающих «зомбаков».

После пары часов игры меня несколько раз подташнивало, часто после VR окружающее пространство выглядело нереальным, например, монитор ПК казался меню выбора в VR, объекты чересчур объемными и так далее. Поэтому будьте благоразумны, не увлекайтесь этим «погружением» надолго.

  1. Определяйте зону для игры как можно больше, но только так, чтобы она не выходила за пределы базовых станций. Дело в том, что если за них выйти, то, скорее всего, собьется ориентир, и вы окажетесь где-нибудь на полу, или стики будут где-то сзади.
  2. Устанавливайте базовые станции там, где их никто не собьет и они будут устойчиво сканировать пространство. А что будет, если «я ваш БС шатал»?)). Пространство вокруг вас начнет качаться.
  3. Постарайтесь убрать из зоны игры наблюдающих, иначе они могут помешать позиционированию.
  4. Закрепите стики на руках при помощи шнуров. Вероятность того, что вы в какой-то момент запустите стики в телевизор или окно, довольно высока.
  5. Достаточно часто сложно было выйти из игр, они подвисали, приходилось перезаряжать систему Steam и Steam VR.
  6. В целом, связка Steam и Steam VR работала не совсем стабильно.

Заключение

Да, устройство не для всех. При цене 70 000 рублей многим Vive может показаться вещью в себе, так как для получения эффекта VR желательно иметь не только большое пустое пространство для игр, но и неслабый компьютер. Кроме того, из-за кучи проводов и сетевых адаптеров необходимо заранее продумывать размещение базовых станций и ПК. Игр, конечно, масса, но многие из них, мягко говоря, странные и интерес вызывают разве что первые минут 10-20.

Несмотря на все вышесказанное, я считаю, что на данный момент HTC Vive – это лучшее средство для погружения в виртуальную реальность с возможностью взаимодействия с предметами и перемещения внутри VR-мира. Если вы когда-либо пользовались очками типа Gear VR by Samsung, то уверяю вас – это ни о чем по сравнению с HTC Vive. Описывать ощущения словами сложно – надо пробовать. Если у вас будет возможность, то обязательно сделайте это – получите новый опыт, который может изменить ваше представление о некоторых вещах в вашей жизни.

Большую популярность в игровой индустрии получили устройства виртуальной реальности. Большинство серьезных производителей электроники представлены на рынке своими устройствами. Разработчики не останавливаются на достигнутом. В результате этого каждый год миру предоставляется очередное цифровое устройства, вобравшее все современные мобильные технологии.

На выставке инновационных продуктов корейская компания HTC представила миру HTC Vive Pro – это обновленный шлем виртуальной реальности. Новые экраны поражают своим качеством изображения и более полно погружают в виртуальный мир.

Преимущество HTC Vive Pro на рынке

Главными отличиями VR Vive Pro от оригинального HTC ViVe являются следующие изменения:

  1. Максимально приближенное к 4К изображение;
  2. Наличие встроенных наушников и микрофона;
  3. Беспроводное подключение;
  4. Двойная фронтальная камера.

Сразу после представления на выставке представители компании не озвучивали информацию о цене на модель Vive Pro. Однако предполагается, что с выходом нового шлема от HTC, произойдет снижение стоимости предыдущей версии устройства. Вместе с этим известно также, что прежний аппарат не покинет рынок мобильных устройств и вместе со своими «младшим братом» будет доступен к покупке в официальных точках продажи.

Обзор шлема виртуальной реальности HTC Vive Pro

Ниже представлен обзор htc Vive Pro от компании HTC.
Обновленный шлем представляет собой готовую систему с коробки для погружения в мир виртуальных сцен. Это комплекс, который включает в себя устройство для передачи изображения, воспроизведения и записи звука, ввод визуальной информации. И многие другие мобильные технологии, о которых пойдет ниже речь.
Как сообщает разработчик, обновленный шлем виртуальной реальности получил сдвоенную фронтальную камеру, которая увеличивает эффект объёмного изображение, а также позволяет точнее отслеживать движение человека.
Свежий взгляд на дизайн проекта соответствует современным тенденциям в области смарт устройств. Благодаря использованию оттенков синего цвета аппарат заиграл новыми красками. При первом его виде аппарат, как говорится, радует глаз своим изяществом.
Для улучшения погружения пользователей в мир виртуальных игр или 360 видео был переработан дизайн накладки для лица. Она необходима для того, чтобы к глазам не проходил дневной свет, тем самым создается эффект присутствия в игре. Конструкторы продумали все детали: накладка изготовлена из высококачественного поролона с материальной отделкой. Универсальность дизайна позволяет эффективно использовать шлем людям со всеми формами лица. Накладка на нос выполнена в форме лепестка. Это также повышает универсальность использования Vive Pro.
Система SteamVR Tracking 2.0 намного улучшилась: движения стали плавными, пропали сдвиги. Разработчики доработали систему. Площадь использования шлема в движении увеличилась. Улучшилось и определение его местоположения. Однако разработчикам есть к чему стремиться.

Новая версия шлема получила эргономичное исполнение крепления шлема на голову. Благодаря чему длительное его использование является намного комфортнее. Отсутствие проводов подключения к ПК ещё один большой плюс разработчикам. Эта возможность реализована в виде дополнительного девайса, анонсированного вместе с шлемом. Беспроводной адаптер Vive Wireless Adaptor – разработан на технологии Intel. Это позволит уменьшить задержку картинки и действий и улучшить производительность в целом. Для покупателей он будет доступен летом 2018 года.
Теперь геймер не будет связан в своих действиях. Станут доступны многие подвижные игры. Разработчики быстро откликнутся на это, и появятся много новых игр и приложений, заточенных под данные устройства. Погружение в виртуальную реальность обрастет новыми красками и деталями. Изображение станет реалистичнее.
В обновленной версии шлема разработчики порадовали пользователей встроенными наушниками, поддерживающие воспроизведение 3D звуков. Имеется возможность регулировки их под конкретное расположение для достижения лучшей передачи звука. Воспроизведение аудио соответствует стандарту Hi-Res Audio. Это современный стандарт, который используется практически во всех наушниках, разработанных для геймеров.
Некоторым пользователям может показаться, что HTC Vive Pro стал тяжелее своего «старшего брата». Это объясняется наличием, как было сказано выше, наушников, а также литий-ионного аккумулятора. Это является логическим результатом отказа от использования проводов для соединения аппарата с персональным компьютером.

Технические характеристики HTC Vive Pro

Для любителей точных ниже представлено описание характеристики HTC Vive Pro.

  • Вид электронного устройства: шлем VR Vive Pro производства HTC
  • Дисплей модуль: 2 АМОЛЕД дисплея
  • Диагональ: 9 см
  • Разрешение vive pro: каждый модуль по 1440 х 1600. В сумме составляет 2880 х 1600
  • Частота обновления: 80-100 Гц
  • Угол обзора: 100-120°
  • Звук: встроенные наушники с поддержкой 3D
  • Наличие микрофона: да
  • Интерфейсы соединения: USB – C 3.0; Bluetooth 4.1; DP – 1.2
  • Датчики
    • функция определения положения SteamVR Tracking;
    • датчик ориентации тела;
    • сенсор приближения;
    • G-sensor;
    • сенсор IPD- настройка расстояния линз по зрачки пользователя;
  • Эргономические возможности
    • настройка межзрачкового расстояния;
    • расстояния от глаз до линз;
    • расположения наушников;
    • подгонка крепления на голову.

Системные требования для шлема HTC Vive Pro

  • Процессор: AMD FX 8320 или аналог от Intel;
  • Видеокарта: NVIDIA GeForce GTX 1060 или аналог от AMD;
  • Интерфейс подключения: USB 2.0, HDMI, DP1.2;
  • Объем оперативной памяти: Не менее 4000 Мб;
  • Операционная система: Windows 7 SP1, 8.1,10.

В настоящее время существуют компьютеры, оптимизированные под работу с Vive Pro от HTC. Производителями компонентов таких компьютеров являются ведущие мировые бренды: MSI, Nvidia, HP, AMD. Разработчики провели множество тестов, чтобы добиться наилучшей производительности виртуальной системы на данных компьютерах. Также при использовании виртуального шлема Vive Pro на таких компьютерах дополнительных настроек не требуется. Пользователь ощутит весь эффект присутствия в виртуальном мире.

К этим компьютерам относятся:

  1. От компании MSI — игровые ноутбуки серий GE62, GT73 и VR ONE, специальное издание эффективно работающее совместно с Vive Pro.
  2. От компании Nvidia — GeForce GTX – серия топовых видеокарт, которые выдают максимум от использования технологии VR.
  3. От компании HP — HP OMEN, настроенный на максимальную производительность компьютер. Отлично интегрируется с системами VR. Нацелен на будущее развитие данного сегмента игровой индустрии.
  4. От компании AMD — Инновационная технология LiquidVR, применяемая в играх VR, благодаря которой выдается фотореалистичная графика в реальном времени с высоким разрешением и высокой частотой обновления кадров.

Игровая комната

Возможность использования HTC Vive Pro в динамичных играх характеризуется требованиями к месту игровой зоны. Минимальная площадь такой зоны составляет 3 кв.м. Базовые станции, благодаря которым происходит позиционирование игрока, необходимо устанавливать на расстоянии не более 5 метров друг от друга. Комната должна быть убрана от лишних предметов. Углы и остроконечные предметы по возможности убрать или изолировать от случайного контакта. Создать условия для безопасного передвижения во время пользования шлемом. Использовать шлем можно как сидя, так и стоя, положение никак не влияет на изображение внутри шлема.

Инструкция по работе с HTC Vive Pro

При покупке нового Vive Pro первым делом необходимо зайти на официальный сайт, в раздел первоначальной настройки. Вот ссылка на эту страницу. Оттуда необходимо скачать приложение настройки VIVE актуальной версии. В составе загрузки имеется инструкция по пользованию этой программой, setup приложения для работы с пк, программа Steam и приложение VIVE Home VR experience.
Также пока скачивается, рекомендуется посмотреть видеоурок, в котором показывается, как правильно установить VIVE. Видео на английском языке, однако имеются русские субтитры, если у Вас их нет, просто необходимо включить данную функцию в настройках веб-видеопроигрователя.

Для первоначальной настройки необходимо наличие на компьютере актуальной версии Microsoft .NET Framework, высокоскоростное подключение к сети Интернет, монтажный набор и дрель со сверлом определенного диаметра.
Затем решить, как будет использоваться виртуальный шлем HTC: в положении стоя либо с передвижением по комнате, согласно этого произвести настройку комнаты.

Для использования варианта «только стоя или сидя»:

  • Выбрать пункты соответственно Настроить комнату;(Только в положении стоя)

Для использования варианта «с передвижением по комнате»:

  • На своем ПК запустить приложение SteamVR.
  • Выбрать пункты соответственно Настроить комнату;(В масштабе комнаты)
  • Согласно подсказкам на экране завершить настройку шлема.

Подключение шлема к ПК

Подключение шлема HTC Vive Pro производится присоединением всех необходимых компонентов:

  • Необходимо присоединить провод от блока питания к коммуникационному модулю, включить в розетку блок питания.
  • С помощью кабеля HDMI соединить коммуникационный модуль с видеокартой компьютера;
  • При помощи кабеля USB соединить модуль с компьютером;
  • Тройной кабель на шлеме Vive Pro соединить с соответствующими портами на коммуникационном модуле.

Для надежного крепления модуля имеется слой клея на одной из его поверхности, которую необходимо приклеить на место установки.

Установка ПО

Если необходимости в настройке Vive Pro нет, то разработчики рекомендуют загрузить следующий владельцу устройства софт: приложение — setup ПО VIVE версия 1.8, весит это приложение крайне мало – 54 Мб. В комплект загрузки входит: установщик приложения VIVE desktop (с телефонным модулем), также программа VIVE Home VR experience и клиент игровой платформы Steam. Для корректной работы приложений требуется наличие актуальной версии программы Microsoft .NET Framework и стабильное высокоскоростное подключение к сети Интернет.

Настройка параметров HTC Vive Pro

Следующие параметры системы шлема Vive Pro могут быть настроены пользователем под себя:

  1. Изменение языка;
  2. Автоматический запуск при включении;
  3. Изменения панели управления;
  4. Изменение фона рабочего стола;
  5. Подключение шлема к смартфону;
  6. Настройка телефонных уведомлений;
  7. Настройка системы позиционирования SteamVR.

Комплектация шлема

В состав комплекта поставки шлема ВР Vive Pro от HTC входят следующие устройства:

  1. Шлем виртуальной реальности с кабелем 3 в 1 и аудиокабелем, встроенными наушниками, лицевыми накладками (вторая – запасная, для узкого лица), салфетками для ухода за линзами;
  2. Беспроводной адаптер;
  3. Коммуникационный модуль с блоком питания и кабелями HDMI, USB, монтажной площадкой;
  4. Контролеры Vive Pro с блоком питания, ремешками в количестве двух штук и кабели micro-USB;
  5. Базовые станции с блоком питания, монтажным комплектом (4 самореза с дюбелями), кабелем синхронизации;
  6. Также в комплекте присутствует документация на шлем: руководство эксплуатации, гарантийный талон и т.д.

Контент и игры для шлема

Имеется платформа программного и игрового контента Viveport Arcade. В нем предоставлено большое количество цифровых продуктов, использующих технологии VR.На сегодняшний день на площадке Viveport Arcade реализовано более 1000 игр. Категории их разнообразны. Поиграть в каждую игру имеется возможность с почасовой оплатой 2 доллара США\ час. В дальнейшем оплата будет разрабатываться, однако главная цель, чтобы каждый пользователь попробовал поиграть в разные игры, сохранится.
С помощью Viveport Arcade регулируется контент приложения. Также имеется возможность управлением контентом прямо со шлема.

Выводы

В результате всего выше сказанного можно определить, что шлем виртуальной реальности HTC Vive – будет одним из устройств, которое с нетерпением ждут пользователи. Viva pro обладает рядом преимуществ перед другими устройствами на данном рынке мобильной продукции. Реалистичное погружение в виртуальный мир пользователям Vive Pro возможно только с покупкой этого шлема. Данное приобретение будет идеальным по соотношению цена/качество, так как в это устройство разработчики заложили высокие технические характеристики.

Дорогие читатели спасибо, что дочитали или пролистали статью до конца. Пожалуйста поделитесь статьей в соц. сетях. Мы стараемся для вас. Нам это придаст дополнительной мотивации.

Предварительный обзор и впечатления от игр

Ни для кого не секрет, что тема виртуальной реальности (Virtual Reality, сокращенно — VR) станет ключевой в этом году. А скорее всего — и в следующие несколько лет. Для того чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть, какие компании из числа лидеров IT-индустрии сегодня инвестируют в разработки и продукты, связанные с этим направлением, причем — миллиарды долларов. Это Google, Sony, Microsoft, Samsung, Facebook, Nvidia и многие другие.

В нашем репортаже с Mobile World Congress 2016 мы рассказывали о том, что на этой выставке именно VR была в центре внимания. И, в частности, особый интерес вызвал шлем HTC Vive. Увы, тогда нам не удалось с ним познакомиться: ввиду огромного ажиотажа все 15-минутные сессии работы со шлемом были расписаны еще до начала выставки, так что нам оставалось любоваться внешним видом продукта, лежащего под стеклом, а также наблюдать за счастливчиками, сумевшими испытать новинку.

После возвращения в Москву мы пытались договориться с российским офисом HTC о возможности попробовать шлем, но безрезультатно. Тем временем, за рубежом состоялся коммерческий релиз HTC Vive. Правда, сейчас доступен только предзаказ с отгрузкой в июне 2016 года. И в Россию шлем не поставляется, и даже примерная дата выхода у нас HTC Vive не сообщается. Конечно, уже появились «серые» предложения с накруткой более чем в два раза, но нигде не указано, что шлем есть на складе — везде «под заказ».

Однако наше желание познакомиться со шлемом оказалось сильнее обстоятельств:) Нам навстречу пошла компания Nvidia (спасибо Ирине Шеховцовой!). Лидирующий производитель GPU сейчас активно занимается темой VR, и в московском офисе для нас нашелся демонстрационный экземпляр, с помощью которого мы смогли оценить и сам гаджет, и несколько будущих игровых проектов для него. А кроме того, представители Nvidia рассказали нам о своей работе по теме VR.

В этом материале мы поделимся с вами полученной информацией и впечатлениями от увиденных проектов, а также расскажем более подробно о самом шлеме. Конечно, это нельзя считать полноценным тестированием, и при первой возможности получить шлем на руки мы обязательно вернемся к этой теме, но на данном этапе ценна любая информация об HTC Vive, поэтому нам кажется важным рассказать вам все, что мы смогли узнать.

Комплектация и дизайн HTC Vive

Первое, чем поражает шлем — это своей комплектацией. В отличие от простеньких устройств типа Samsung Gear VR, где в коробке ничего кроме шлема и всякой мелочевки нет, HTC Vive чем-то напоминает домашний кинотеатр: вы получаете множество компонентов, которые надо правильно подключить. Итак, набор включает:

  • Сам шлем
  • Два одинаковых беспроводных контроллера
  • Коннектор, через который шлем подключается к компьютеру и питанию
  • Два кубика, называемых «базовые станции»
  • Наушники и прочая мелочевка

Подключается это следующим образом. Шлем подсоединяется к коннектору тремя кабелями: HDMI, USB и питание. Коннектор — к электрической розетке, а также к компьютеру, кабелями HDMI и USB. Далее, под потолком по углам комнаты по диагонали надо повесить две базовых станции. Это излучатели инфракрасных лучей, которые определяют положение в пространстве вашего шлема и контроллеров. Выглядят эти базовые станции, как миниатюрные колонки-пищалки, и догадаться о том, что это нечто иное, можно только по отсутствию динамиков. Однако через камеру инфракрасные лучи становятся видимыми.

Рекомендуется повесить эти базовые станции на расстоянии около трех метров друг от друга. Тогда они будут полностью покрывать площадь квадрата, углы которого они обозначают. Но нет большой проблемы, если расстояние между ними будет побольше, просто тогда в пространстве между ними возможны мертвые зоны.

Не менее интересны в этом наборе контроллеры. Они выполнены из пластика и имеют необычную форму. Зачем это круглое отверстие на конце — никто объяснить нам не смог. Возникло предположение, что для полноценного экспириенса во время просмотра VR-порно (гусары, молчать!).

Впрочем, это далеко не единственная интересная деталь контроллеров (хотя и самая необъяснимая). Важнее, что здесь есть курок, круглая кнопка-площадка, а также несколько других кнопок. И все это может использоваться по-разному в зависимости от игры. Например, в игре Arizona Sunshine нажатие на круглую кнопку позволяет перезарядить пистолет, а в одной из демок с помощью нее можно телепортироваться на выбранный участок локации.

Разумеется, основное использование этих контроллеров — стреляющее оружие (пистолеты и пр.). Мечтали пострелять с двух рук, как герои боевиков? С HTC Vive эта мечта становится реальной. Виртуально-реальной:) Один из самых поразительных моментов — когда вы, находясь в шлеме, можете в деталях рассмотреть свой виртуальный пистолет, повернув его под любым углом — как будто это настоящий предмет. При этом, происходит некоторый когнитивный диссонанс: ваша ладонь ощущает одну форму (пусть и схожую с пистолетом, но все-таки не совсем идентичную), а глаза видят нечто иное. Интересное ощущение.

Еще одно ценное качество контроллеров — встроенные вибромоторы для обратной связи. Это поднимает реализм еще на одну ступеньку. Например, вставляя стрелу в лук и разводя руки для выстрела, вы ощущаете, как тетива натягивается. То есть вибромоторы создают очень правдоподобное тактильное ощущение.

Заметим, что контроллеры полностью одинаковы, но один воспринимается системой как левый, а другой — как правый. При желании вы можете без проблем их поменять в руках. И это может быть полезно не только для левшей, но и, например, в тех проектах, где в одной руке у вас щит, а в другой — пистолет (в зависимости от игровой ситуации и личных предпочтений щит бывает удобнее держать в правой руке или левой).

На поверхности контроллеров можно заметить ряд небольших круглых углублений — таких «ямочек». Эти «ямочки» как раз и нужны для того, чтобы принимать инфракрасные лучи от базовых станций. По ним происходит позиционирование контроллеров в пространстве. Такие же «ямочки» (только существенно более крупного размера) есть и на самом шлеме — с той же целью. Выглядит забавно: такая бугристая поверхность — как будто Луна с кратерами.

Одно из ключевых отличий HTC Vive от тех шлемов, которые мы тестировали раньше — наличие собственного экрана. Если в Samsung Gear VR, а также еще более простых шлемах Homido, Fibrum, Smarterra используется экран смартфона, который вы вставляете в них, то в HTC Vive ничего вставлять не надо. Там есть собственный дисплей, обеспечивающий изображение разрешением около 1080р на каждый глаз. Это больше, чем могут предложить даже смартфоны с дисплеем 2560×1440. Поэтому изображение в HTC Vive менее зернистое, сетка не так отчетливо видна, как в вышеперечисленных шлемах. Понятно, что когда появятся смартфоны с еще более высоким разрешением, то тут уже у HTC Vive преимущества не будет, но пока единственный смартфон с заявленным разрешением выше 2560×1440 — это Sony Xperia Z5 Premium, у которого, по утверждению производителя, 3840×2160, однако в реальности это не совсем так (смотрите наше расследование!). Поэтому пока что картинка в HTC Vive самая лучшая из всех, что мы видели в VR-шлемах. Еще не идеал, но уже достаточно для того, чтобы можно было думать о происходящем в кадре, а не рассматривать пиксели.

Еще один важный момент — широкий угол обзора. Во многих шлемах есть ощущение того, что вы смотрите сквозь некое окно, то есть слева и справа поле зрения немного загораживается стенками шлема. В HTC Vive такого ощущения не было. Вы надеваете шлем — и сразу попадаете в другую реальность, где вам ничего не мешает и почти ничего (кроме, прежде всего, тактильных ощущений) не напоминает об иллюзорности всего этого.

Что касается тактильных ощущений (теперь уже в отрицательном плане), то они действительно есть, и это пока одна из главных проблем шлемов. HTC Vive — одно из самых тяжелых VR-устройств. Да, у него хорошо продуманная система подгонки и фиксации ремней, чтобы он плотно сидел на голове, а контакт с лицом не причиняет дискомфорта благодаря поролоновой накладке. Вдобавок к этому, на шлеме есть рычажок, позволяющий отрегулировать расстояние между линзами, подобрав оптимальное значение для себя. И все бы ничего, но уже минут через 15 пребывания в шлеме у вас взмокают волосы (особенно у лба и висков), а еще через 15 минут начинает уставать лицо. Если в этот момент вы снимете шлем, то испытаете облегчение. Кроме того, немного мешают кабели от шлема, которые касаются либо вашей шеи, либо спины, либо плеча (в зависимости от того, где расположен хаб, к которому подключен шлем). В общем, время комфортного пребывания в HTC Vive варьируется от 15 минут до получаса для новичков и, наверное, не более часа для бывалых.

Впечатления от игр и демо-версий

Пока что с контентом для VR-шлемов и HTC Vive большие проблемы. Хотя HTC Vive формально уже доступен в продаже, нельзя сказать, что вместе со шлемом пользователь может сразу приобрести какие-либо полноценные серьезные игры на уровне тех, с которыми обычно запускают новые консоли. Однако всевозможных демо-сцен, небольших игр и прочих развлекушек для HTC Vive существует уже немало, то есть мы вполне можем оценить механику, возможности по части графики и прочие аспекты.

Доступ к контенту для HTC Vive можно получить с помощью популярного игрового сервиса Steam. Там доступен специальный раздел , в котором можно открыть список проектов специально для HTC Vive. На момент написания статьи в этом списке было 189 наименований. Из них 161 — это игры, а остальное — демо-версии, бенчмарки и прочие программы. Из этой 161 игры 125 доступны для загрузки, остальное выйдет в будущем (у каких-то проектов дата релиза есть, у каких-то — только coming soon или месяц выхода).

Что касается цен, то в основном игры стоят 400-500 рублей, хотя есть и более дешевые (вплоть до 79 рублей) и даже совсем бесплатные.

Поскольку времени у нас было не так много, мы решили попробовать несколько совершенно разных проектов, чтобы понять, на что в принципе способен HTC Vive и как его аппаратные возможности можно использовать в разных жанрах.

Arizona Sunshine

Этот зомби-шутер в декорациях Дикого Запада должен выйти в 2016 году. Пока же нам доступно несколько небольших сцен, где мы с помощью пистолета отстреливаемся от ползущих на нас нежитей.

С точки зрения механики — ничего особенного, но больше всего поражает графика, действительно достойная крупного проекта. Вряд ли это так впечатляло бы в традиционном варианте — с картинкой на мониторе, однако когда вы можете посмотреть вверх и увидеть голубое небо и пролетающих птиц, вниз — и скользнуть взглядом по выжженной аризонской земле, сделать шаг влево-вправо, то появляется совсем другое ощущение.

Короткое демо-видео поможет оценить эффект присутствия.

Говоря о механике, отметим, что перезарядка оружия здесь происходит именно с помощью круглой кнопки на контроллере. То есть после каждых шести выстрелов курком нам надо не забыть перезарядить обойму.

Space Pirate Training

Очень впечатляющая игра — Space Pirate Training. Мы находимся на палубе космического корабля, и нас атакуют вражеские дроны. Они стреляют в нас лазерными лучами, но и мы можем отстреливаться, причем двумя пистолетами сразу.

Кроме того, один из пистолетов мы можем заменить на щит, которым можно закрываться от выстрелов дронов. Но и это не все! Чтобы уворачиваться от лазерных лучей, игроку надо приседать, наклоняться и передвигаться по комнате. И здесь проявляется одна из ключевых особенностей HTC Vive: отслеживание положения игрока в пространстве.

Cloudlands

Еще один любопытный VR-проект — мини-игра в гольф Cloudlands. Правда, это не совсем классический гольф в плане локации (вместо большого поля здесь различные хитроумные строения), но суть игры та же: надо закатить шарик клюшкой в лунку.

Клюшкой мы управляем с помощью одного из контроллеров. Причем, поведение клюшки в пространстве в точности соответствует движениям контроллера. И это еще одно наглядное доказательство того, чем шлемы типа HTC Vive превосходят Samsung Gear VR и тому подобные решения — там в принципе была бы невозможна такая игра.

В качестве минуса отметим, что графика здесь попроще. Даже значительно проще, чем в Arizona Sunshine. И это напоминает нам о том, что сам факт того, что игра создается для HTC Vive, вовсе не означает высочайшего качества графики. Хотя производительность здесь требуется ничуть не меньшая (обе игры мы пробовали на одной и той же конфигурации).

Valve The Lab

Пожалуй, одна из самых интересных демо-сцен для HTC Vive — The Lab от Valve. Здесь мы находимся на неком заводе, где движется конвейер, стоят столы с какими-то бумагами и предметами, лежат горы ящиков... На одном из столов вы можете найти лук и стрелы. Взяв их, вы можете стрелять из лука, натягивая одним контроллером тетиву, а другим — направляя лук.

Стрелять можно куда угодно, конкретной цели нет (на то она и демка, а не настоящая игра), но самое сложное — попасть по объектам на движущемся конвейере (надо стрелять с небольшим опережением), а самое веселое — разрушать горы ящиков. На этом, впрочем, развлечения не заканчиваются. Под ногами у вас бегает собачонка-робот, которую вы можете погладить или кинуть ей какой-то предмет — все невероятно реалистично!

Кроме того, вы можете подходить к столам (или телепортироваться к ним), брать с них разные предметы, как-то взаимодействовать с ними (например, подбрасывать и ловить мячик или запускать квадрокоптер). Несмотря на отсутствие конкретной задачи, эта демка невероятно затягивает именно ощущением безграничной свободы и реалистичности по взаимодействию с предметами. Ну и стрельба из лука — это, конечно, интересный опыт, который, очевидно, в таком виде не может быть повторен на более простых шлемах.

Аппаратные требования HTC Vive и разработки Nvidia

Очевидно, что отображение картинки 360 градусов, да еще и с разрешением Full HD на каждый глаз — задача, требующая довольно серьезной аппаратной производительности ПК, к которому вы подключаете шлем. По утверждению Nvidia, для VR-игр нужно в семь раз больше вычислительных ресурсов, чем для обычных 3D-игр, если сравнивать проекты со схожим уровнем графики. При этом, частота обновления картинки должна составлять не менее 90 fps для комфортной игры.

  • GPU: Nvidia GeForce GTX 970 или AMD Radeon R9 290;
  • CPU: Intel Core i5-4590 или AMD FX 8350;
  • Оперативная память: 4 ГБ или больше;
  • Видеовыход: HDMI 1.4 или DisplayPort 1.2

Ключевой элемент конфигурации — это, конечно, GPU. В том компьютере, с которым мы пробовали шлем, стояла Nvidia GeForce GTX 980, и картинка была абсолютно гладкая.

Специально для обозначения компьютеров, подходящих для VR, Nvidia разработала маркировку GeForce GTX VR Ready. Наличие такого знака на устройстве означает, что его возможностей достаточно для комфортного использования шлемов HTC Vive и Oculus Rift. Из ноутбуков такую маркировку получили пока только несколько игровых моделей MSI из серий GT72S 6QF и GT80S 6QF (обзор одной из этих моделей вы можете найти на сайт).

Впрочем, усилия Nvidia направлены не только на потребителей финального продукта и разработку графических чипов, но и на облегчение задачи создателям игр и шлемов. Для них был выпущен SDK VRWorks. Этот программный набор представляет технологии, обеспечивающие более эффективное использование графических ресурсов в VR, а также помогает ПК-системе правильно распознать шлем при подключении. Сообщается, что VRWorks интегрирован в игровые движки Unity, Unreal Engine и Max Play, а также поддерживается шлемами HTC Vive и Oculus Rift.

Среди технологий, доступных в SDK VRWorks, стоит отметить две: Multi-Res Shading и VR SLI. Multi-Res Shading позволяет сэкономить ресурсы за счет того, что в полном разрешении (Full HD) отрисовывается только та часть картинки, которую видит пользователь, то есть которая находится во фронтальной плоскости, перед глазами. Соответственно, то, что сзади или сбоку, отрисовывается в меньшем разрешении, за счет чего и происходит снижение нагрузки на GPU.

VR SLI же позволяет использовать связку из двух видеокарт таким образом, чтобы одна из них отрисовывала картинку для одного глаза, а другая — для другого. Таким образом, производительность каждой из видеокарт можно задействовать по максимуму.

Надо сказать, что сейчас Nvidia очень активно работает над темой VR и видит в ней будущее для всей игровой индустрии. Представители компании взаимодействуют с разработчиками и готовы им оказывать помощь в оптимизации игр для VR, также Nvidia плотно работает с HTC и Oculus. В общем, хотя сама Nvidia не производит ни шлемов, ни контента для них, прилагаемые компанией усилия в сфере VR очень существенны, и это лишний раз убеждает нас в том, что эпоха VR уже наступила, поскольку суммарные усилия такого количества лидеров индустрии просто не могут не дать в итоге впечатляющий результат.

Предварительные выводы

HTC Vive на данный момент — пожалуй, самый продвинутый шлем виртуальной реальности, позволяющий получить максимально полное представление о возможностях и перспективах VR. Правда, мы не видели последнюю версию Oculus Rift, но продажи коммерческой версии начнутся только в августе, и то далеко не везде. России пока даже в обозримых планах нет (как и российского офиса Oculus), так что почти наверняка на наш рынок сначала выйдет HTC Vive, и только затем уже Oculus.

Правда, HTC Vive дороже: 800 долларов против 600 у Oculus. Но зато у Vive немного ниже системные требования (4 ГБ оперативной памяти, а не 8 ГБ, и не нужно три порта USB 3.0). При случае мы обязательно сравним коммерческие версии Oculus Rift и HTC Vive, но пока можно сказать наверняка, что это совсем иной уровень VR-ощущений, чем в шлемах со смартфонами внутри. Картинка лучше, игры лучше, плюс у вас существенно расширяется арсенал взаимодействия с игровыми объектами благодаря контроллерам и отслеживанию положения шлема (гироскоп и акселерометр в смартфонах такую точность обеспечить не могут).

Главные проблемы — это сложность инсталляции (установка шлема будет для пользователя чем-то сродни сборке домашнего кинотеатра, то есть это куда сложнее, чем с теми же смартфонными шлемами), высокие требования к производительности (в частности, невозможность играть с ноутбуками, если не считать нескольких очень дорогих и массивных моделей), наконец, физическая утомляемость при сколько-нибудь продолжительном пребывании в шлеме. Ну и, конечно, проблема с контентом, но здесь ситуация будет постепенно меняться, и уже через полгода картина должны быть совсем иной.

В общем, как и любая новаторская технология или новый класс устройств, на данном этапе HTC Vive — это, конечно, удел энтузиастов и тех, кто хочет заглянуть в будущее. Но в том, что это действительно окно в будущее — мы уже не сомневаемся.

В заключение статьи предлагаем посмотреть наш видеообзор шлема виртуальной реальности HTC Vive:

Шлем HTC Vive VR представляет собой одну из последних разработок в сфере виртуальной реальности и практически самым конкурентоспособным вариантом на рынке. Выпущенный в 2016-м году прибор использует для работы два экрана с высоким разрешением, систему позиционирования, внешние станции и комплект датчиков. Функциональность шлема и поддержка большого количества игр компенсирует такой недостаток как цена в 70 тыс. рублей.

Преимущество HTC VIVE VR над конкурентами

Начать описание HTC Vive стоит с преимуществ очков виртуальной реальности по сравнению с аналогами других производителей. К ним относят:

  1. максимальную функциональность, которую можно получить за эту сумму;
  2. высокую точность контроллеров, применяющихся для управления в виртуальной реальности;
  3. возможность индивидуальной настройки шлема;
  4. поддержку нескольких сотен VR-игр – в несколько раз больше по сравнению с моделями-конкурентами;
  5. наличие собственного экрана – эта особенность отличает шлем от недорогих устройств типа Samsung Gear VR, которым нужен для работы смартфон.

При использовании очков виртуальной реальности HTC Vive (черного цвета – хотя других цветовых решений в линейке компании нет) отсутствует эффект укачивания. Между тем, пользователи других моделей отмечали, что их укачивало после продолжительной игры. Хотя производители утверждают, что появление морской болезни зависит не только от шлема, но и от физиологии конкретного человека.
Ещё одним плюсом устройства является высокий уровень базовой комплектации – покупая HTC Vive, можно не беспокоиться о поиске контроллеров и кабелей. Все необходимые детали поставляются вместе со шлемом. А к минусам можно отнести только большое количество кабелей для передачи аудио и видео – однако этот же недостаток присутствует у всех профессиональных моделей шлемов виртуальной реальности.

Обзор шлема виртуальной реальности HTC Vive

Перед тем как продолжить обзор HTC Vive, можно перечислить основные характеристики, на которые желательно обратить внимания перед покупкой такого шлема. К ним относят простоту настройки гаджета, технические параметры, качество звука и оптики. Для некоторых пользователь может иметь значение и дизайн, который получил шлем виртуальной реальности HTC Vive, и требования к компьютеру, который нужен для использования виртуальной реальности, и ценовая категория.

Инструкция по подключению HTC Vive

Перед подключением VR Vive и началом его работы от пользователя требуется:

  • Выбрать подходящее место – для этого подойдёт помещение, где можно перемещаться на расстояние до 2–3 метров (оптимальный вариант – квадрат со сторонами 2000 х 2000 мм).
  • Разместить базовые станции на стойках (или полках) на высоте около 2 метров и таким образом, чтобы они смотрели друг на друга.
  • Подключить HTC Vive к специальному устройству LinkBox, которое, в свою очередь, соединяют с ПК.
  • На завершающем этапе базовые станции соединяются между собой. Специальным шнуром синхронизации подводится питание к датчикам. Следующим шагом будет настройка и калибровка шлема виртуальной реальности нтс.

Настройка и установка параметров HTC Vive

Настройка виртуального шлема начинается сразу же после того как он соединяется с компьютером через LinkBox и кабель HDMI – на компьютер автоматически скачивается онлайн-сервис Steam. После скачивания в клиенте онлайн-сервиса следует найти VR-режим и начать его калибровку:

  1. Взять в руки контроллеры шлема НТС Vive VR.
  2. Выбрать, в каком положении будет играть пользователь – сидя, стоя и даже лёжа.
  3. Освободить достаточно пространства для движения.
  4. Сделать несколько шагов, обозначив периметр рабочего пространства.

На калибровку пользователю понадобится потратить не больше 20 минут. После этого можно подстроить сам шлем под себя, подобрав комфортное расстояние между центрами линз и подходящий фокус (для каждого глаза, если у пользователя проблемы со зрением). Для этого применяются специальные регуляторы на боковых панелях. Настраивать разрешение HTC Vive в самом начале работы необязательно – этот параметр устанавливается для каждой конкретной игры.

HTC Vive с технической точки зрения

К основным характеристикам HTC Vive относят:

  • комплектацию 32 сенсорами, расположенными по периметру и в других местах шлема;
  • угол обзора в 110 градусов;
  • наличие двух внутренних дисплеев с разрешением 1200 х 1080 пикс;
  • аккумулятор с ёмкостью 960 мАч, которой хватит на 4–5 ч активной игры.

Вес шлема составляет 520 г. Этого недостаточно, для того чтобы пользователь почувствовал дискомфорт даже через несколько часов использования гаджета. Кроме того, модель укомплектована внешней камерой для взаимодействия с обычной реальностью одновременно с виртуальным миром.

Дизайн

Яркая и чёткая виртуальная реальность, обеспечиваемая моделью HTC, дополняется стильным внешним видом устройства. Шлем сделан полностью чёрным, отличаясь этой особенностью от большинства других моделей. Закруглённые углы и грани визуально делают гаджет немного меньше, а форма внутреннего пространства гаджета позволяет пользоваться им, не снимая обычных очков.
Неплохо смотрятся и контроллеры шлема, обеспечивающие более гибкое управление по сравнению с аналогичными устройствами других моделей. В нижней их части можно увидеть клавишу, запускающую Steam-меню, сверху – вторую, для которой можно назначить дополнительные функции. Для управления также используется курок, на котором должен находиться указательный палец, и ещё две кнопки по бокам контроллера.

Дисплей и оптика шлема

Для отображения графической информации VR шлемом HTC применяются два дисплея, общее разрешение которых немного превышает формат FullHD – 2160 х 1200 пикселей. Углы обзора изображения, равные 110 градусам, позволяют получить стереоскопический эффект. Благодаря таким особенностям обеспечивается максимально комфортное погружение в виртуальную реальность.
Ещё одно оптическое устройствовнешняя камера. С её помощью можно перемещаться по помещению, не наталкиваясь на предметы обстановки, не снимая шлем. Разрешения камеры достаточно даже для того чтобы воспользоваться смартфоном или прочитать не слишком мелкий текст.

Звук

Звуковое сопровождение виртуальной реальности обеспечивается подходящими наушниками – фирменными, которые идут в комплекте, или купленными отдельно. Одним из оптимальных вариантов для получения качественного звучания является, например, гарнитура Sennheiser GSP 350. С её помощью создаётся настолько объёмный звук, что можно даже определить местоположение стреляющего противника в игре.
При использовании VR-шлема источником звучания может выступать не только гарнитура, но и аудиосистема ПК. В этом случае, качество звука будет зависеть от звуковой карты компьютера. Для получения лучшего эффекта стоит применять системы типа 5.1 или 7.1.

Системные требования для шлема HTC Vive

Следует отметить, что для работы шлема пользователь должен быть обладателем компьютера, имеющим такие системные требования:

  1. графический процессор не хуже, чем AMD Radeon R9 290 или NVIDIA GeForce GTX 970 с 4 Гб памяти;
  2. ЦПУ Intel i5-4590 или AMD FX 8350 и более производительные модели;
  3. ОЗУ от 4 Гб;
  4. система Windows 7 и более современные версии платформы.
  5. наличие портов USB 2.0 и видеовходов DisplayPort 1.2 или HDMI 1.4.

Такие требования к компьютеру являются минимальными. Для того чтобы при работе шлема не было проблем, желательно подключать их к компьютеру с 8 Гб оперативной памяти и процессором с 4 ядрами. Впрочем, такие же характеристики должен иметь ПК и для использования большинства современных игр.

Комплектация для HTC Vive

В наборе со шлемом виртуальной реальности, созданном компанией HTC совместно с производителем программного обеспечения Valve, можно найти:

  • набор из двух контроллеров Vive с блоками питания, ремешками и кабелями;
  • аудиокабель;
  • кабель 3-в-1;
  • фирменную гарнитуру Vive Headset;
  • две накладки для лица и салфетку для очистки экранов.

В списке оборудования есть два кубика базовых станций, кабель для синхронизации, монтажный комплект и блоки питания. Чехол Hyperkin для шлема Vive в комплект не входит. Поэтому покупать подходящий вариант, позволяющий сделать расцветку гаджета более разнообразной, придётся отдельно.

Контент для шлема

Участие в разработке шлема компании Valve позволяет его покупателям пользоваться большинством VR-игр онлайн-сервиса Steam. Эта особенность является одним из главных преимуществ гаджета перед другими моделями. Шлемы и VR-очки других производителей тоже совместимы с некоторыми играми, но максимальное погружение обеспечивается только HTC Vive.

Количество игровых приложений, адаптированных для виртуальной реальности и подходящих для этого устройства, достигает полутора тысяч. Среди них такие игры как Project Cars, Time Machine VR и Elite Dangerous.

Подведении итогов

Возможность использовать поддерживающие виртуальную реальность игры для HTC Vive и высокое разрешение изображения являются хорошим, но не единственным поводом приобрести этот шлем. Ещё одной причиной для покупки можно назвать постоянное движение игрока (или путешественника по виртуальным мирам) во время использования гаджета. И, хотя стоимость прибора доступна далеко не для каждого пользователя, при наличии финансовых возможностей, стоит отдать предпочтение именно этой модели – или следующим поколениям шлемов того же бренда.

Дорогие читатели спасибо, что дочитали или пролистали статью до конца. Пожалуйста поделитесь статьей в соц. сетях. Мы стараемся для вас. Нам это придаст дополнительной мотивации.



 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!