Химические элементы. Периодическая Система химических элементов Д

Бесс Руфф - аспирантка Университета штата Флорида, работает над получением степени PhD по географии. Получила степень магистра экологии и менеджмента в Калифорнийском университете в Санта-Барбаре в 2016 году. Проводила исследования для проектов по морскому пространственному планированию в Карибском море и обеспечивала научную поддержке в качестве дипломированного участника Группы устойчивого рыболовства.

Количество источников, использованных в этой статье: . Вы найдете их список внизу страницы.

Если таблица Менделеева кажется вам сложной для понимания, вы не одиноки! Хотя бывает непросто понять ее принципы, умение работать с ней поможет при изучении естественных наук. Для начала изучите структуру таблицы и то, какую информацию можно узнать из нее о каждом химическом элементе. Затем можно приступить к изучению свойств каждого элемента. И наконец, с помощью таблицы Менделеева можно определить число нейтронов в атоме того или иного химического элемента.

Шаги

Часть 1

Структура таблицы

    Таблица Менделеева, или периодическая система химических элементов, начинается в левом верхнем углу и заканчивается в конце последней строки таблицы (в нижнем правом углу). Элементы в таблице расположены слева направо в порядке возрастания их атомного номера. Атомный номер показывает, сколько протонов содержится в одном атоме. Кроме того, с увеличением атомного номера возрастает и атомная масса. Таким образом, по расположению того или иного элемента в таблице Менделеева можно определить его атомную массу.

  1. Как видно, каждый следующий элемент содержит на один протон больше, чем предшествующий ему элемент. Это очевидно, если посмотреть на атомные номера. Атомные номера возрастают на один при движении слева направо. Поскольку элементы расположены по группам, некоторые ячейки таблицы остаются пустыми.

    • Например, первая строка таблицы содержит водород, который имеет атомный номер 1, и гелий с атомным номером 2. Однако они расположены на противоположных краях, так как принадлежат к разным группам.
  2. Узнайте о группах, которые включают в себя элементы со схожими физическими и химическими свойствами. Элементы каждой группы располагаются в соответствующей вертикальной колонке. Как правило, они обозначаются одним цветом, что помогает определить элементы со схожими физическими и химическими свойствами и предсказать их поведение. Все элементы той или иной группы имеют одинаковое число электронов на внешней оболочке.

    • Водород можно отнести как к группе щелочных металлов, так и к группе галогенов. В некоторых таблицах его указывают в обеих группах.
    • В большинстве случаев группы пронумерованы от 1 до 18, и номера ставятся вверху или внизу таблицы. Номера могут быть указаны римскими (например, IA) или арабскими (например,1A или 1) цифрами.
    • При движении вдоль колонки сверху вниз говорят, что вы «просматриваете группу».
  3. Узнайте, почему в таблице присутствуют пустые ячейки. Элементы упорядочены не только в соответствии с их атомным номером, но и по группам (элементы одной группы обладают схожими физическими и химическими свойствами). Благодаря этому можно легче понять, как ведет себя тот или иной элемент. Однако с ростом атомного номера не всегда находятся элементы, которые попадают в соответствующую группу, поэтому в таблице встречаются пустые ячейки.

    • Например, первые 3 строки имеют пустые ячейки, поскольку переходные металлы встречаются лишь с атомного номера 21.
    • Элементы с атомными номерами с 57 по 102 относятся к редкоземельным элементам, и обычно их выносят в отдельную подгруппу в нижнем правом углу таблицы.
  4. Каждая строка таблицы представляет собой период. Все элементы одного периода имеют одинаковое число атомных орбиталей, на которых расположены электроны в атомах. Количество орбиталей соответствует номеру периода. Таблица содержит 7 строк, то есть 7 периодов.

    • Например, атомы элементов первого периода имеют одну орбиталь, а атомы элементов седьмого периода - 7 орбиталей.
    • Как правило, периоды обозначаются цифрами от 1 до 7 слева таблицы.
    • При движении вдоль строки слева направо говорят, что вы «просматриваете период».
  5. Научитесь различать металлы, металлоиды и неметаллы. Вы лучше будете понимать свойства того или иного элемента, если сможете определить, к какому типу он относится. Для удобства в большинстве таблиц металлы, металлоиды и неметаллы обозначаются разными цветами. Металлы находятся в левой, а неметаллы - в правой части таблицы. Металлоиды расположены между ними.

    Часть 2

    Обозначения элементов
    1. Каждый элемент обозначается одной или двумя латинскими буквами. Как правило, символ элемента приведен крупными буквами в центре соответствующей ячейки. Символ представляет собой сокращенное название элемента, которое совпадает в большинстве языков. При проведении экспериментов и работе с химическими уравнениями обычно используются символы элементов, поэтому полезно помнить их.

      • Обычно символы элементов являются сокращением их латинского названия, хотя для некоторых, особенно недавно открытых элементов, они получены из общепринятого названия. К примеру, гелий обозначается символом He, что близко к общепринятому названию в большинстве языков. В то же время железо обозначается как Fe, что является сокращением его латинского названия.
    2. Обратите внимание на полное название элемента, если оно приведено в таблице. Это «имя» элемента используется в обычных текстах. Например, «гелий» и «углерод» являются названиями элементов. Обычно, хотя и не всегда, полные названия элементов указываются под их химическим символом.

      • Иногда в таблице не указываются названия элементов и приводятся лишь их химические символы.
    3. Найдите атомный номер. Обычно атомный номер элемента расположен вверху соответствующей ячейки, посередине или в углу. Он может также находиться под символом или названием элемента. Элементы имеют атомные номера от 1 до 118.

      • Атомный номер всегда является целым числом.
    4. Помните о том, что атомный номер соответствует числу протонов в атоме. Все атомы того или иного элемента содержат одинаковое количество протонов. В отличие от электронов, количество протонов в атомах элемента остается постоянным. В противном случае получился бы другой химический элемент!

      • По атомному номеру элемента можно также определить количество электронов и нейтронов в атоме.
    5. Обычно количество электронов равно числу протонов. Исключением является тот случай, когда атом ионизирован. Протоны имеют положительный, а электроны - отрицательный заряд. Поскольку атомы обычно нейтральны, они содержат одинаковое количество электронов и протонов. Тем не менее, атом может захватывать электроны или терять их, и в этом случае он ионизируется.

      • Ионы имеют электрический заряд. Если в ионе больше протонов, то он обладает положительным зарядом, и в этом случае после символа элемента ставится знак «плюс». Если ион содержит больше электронов, он имеет отрицательный заряд, что обозначается знаком «минус».
      • Знаки «плюс» и «минус» не ставятся, если атом не является ионом.

Изучение нового материала .

Дмитрий Иванович Менделеев – гениальный русский ученый, которому удалось создать строго научную классификацию хим. элементов, которой является Периодическая система. В ней расположены все известные науке химические элементы, все многообразие окружающего мира построено из элементов, находящиеся в этой таблице элементы принято обозначать химическими знаками или символами. Для того, чтобы пользоваться таблицей необходимо знать «химический язык» или «химический алфавит». В русском алфавите существуют 33 буквы, а в химическом алфавите – 109.

В этом сообщении вы познакомитесь с тем как же, грамотно обозначать химические элементы.

Знаки химических элементов.

Итак, по вашему мнению, легче всего написать химическое явление знаками, но какими?

Такая же точно проблема встала и перед химиками средневековья.

В то время ученые, их называли, как вы помните, алхимиками, знали 10 химических элементов - семь металлов (золото, серебро, медь, железо, олово, свинец и ртуть) и три неметалла (серу, углерод и сурьму).

Алхимики считали, что химические элементы связаны со звездами и планетами, и присваивали им астрологические символы.

Золото называлось Солнцем, а обозначалось кружком с точкой. Медь – Венерой, символом этого металла служило «венерино зеркальце». Алхимики очень долго обходились без химических формул. В употреблении были странные значки, причем почти каждый химик пользовался своей собственной системой обозначений веществ. Это было очень неудобно. Существовала настоящая неразбериха: одни и те же химические реакции записывали разными знаками. Необходимо было ввести единую систему обозначений.

В XVIII веке укоренилась система обозначений элементов (которых в то время стало известно уже три десятка) в виде геометрических фигур – кружков, полуокружностей, треугольников, квадратов.

Символы химических элементов,используемые в настоящее время, быливведены шведским ученым-химиком Йенс Якобом Берцелиусом.



Каждый элемент имеет свой символ, понятный ученым любой страны. Первая, прописная, буква символа – это всегда первая буква полного латинского названия элемента. Если с такой буквы начинаются названия нескольких элементов, то к первой букве прибавляется еще одна.

Например: Кислород – Oxуgenium – O

Углерод – Сarboneum – C

Кальций – Сalcium – Ca

Произносятся символы соответственно букве латинского алфавита.

Например: кислород – О – «о»

азот – N – « эн»

Другие, так и читаются по-русски.

Например: кальций – Са – «кальций»

Натрий – Na – «натрий»

Все элементы запоминать не надо. Но для дальнейшей нашей работы ряд элементов надо выучить.

Все они записаны в учебнике на странице 35. Все элементы условно можно разделить на металлы и неметаллы.

Этимология названий химических элементов:

Рассмотрим этимологию названий химических элементов, т.е. происхождения их названий.


В названии отражено важнейшее свойство простого вещества, образованного данным элементом: водород – «рождающий воду», фосфор – «несущий свет»

Мифы древних греков: прометий – прометей, тантал – тантал

  • географические названия

Географические названия: государства – галлий, германий, полоний, рутений; города – лютеций (Париж), гафний (Копенгаген).

  • астрономические названия

Астрономия: селен – луна, теллур – земля, уран, нептуний

  • имена ученых

Имена великих ученых: фермий, кюрий,эйнштейний, менделевий

Структура Периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева

Теперь мы рассмотрим с вами, пожалуй, самый главный документ, «подсказку» для любого химика. Откройте форзац вашего учебника, а также воспользуйтесь таблицами, которые лежат на ваших столах. Перед вами находится таблица «Периодическая система Дмитрия Ивановича Менделеева». Как вы видите, они несколько отличаются, но незначительно. Периодическая система – Большой дом химических элементов, который был построен в 1869 году Д. И. Менделеевым.

ГРУППЫ , каждая из которых состоит из главной (элементы слева) и побочной (элементы справа) подгруппы.У каждого элемента есть своя отдельная «квартира» с порядковым номером.

Некоторые «подъезды» - группы, имеют общие название, отражающие их общие свойства: щелочные металлы, галогены, благородные или инертные газы .

Кроме того отдельно внизу, в «подвале» располагаются лантаноиды и актиноиды, которые очень похожи на лантан, а другие на актиний.

В таблице отражена и принадлежность элемента к определенной группе: металл, неметалл или переходный элемент.

Гениального русского химика Д. И. Менделеева всю жизнь отличало стремление к познанию неведомого. Это стремление, а также глубочайшие и обширнейшие знания в сочетании с безошибочной научной интуицией и позволили Дмитрию Ивановичу разработать научную классификацию химических элементов - Периодическую систему в форме его знаменитой таблицы.

Периодическую систему химических элементов Д. И. Менделеева можно представить в виде большого дома, в котором «дружно живут» абсолютно все химические элементы, известные человеку. Чтобы уметь пользоваться Периодической системой, необходимо изучить химический алфавит, т. е. знаки химических элементов.

С их помощью вы научитесь писать слова - химические формулы, а на их основе сможете записывать предложения - уравнения химических реакций. Каждый химический элемент обозначают собственным химическим знаком, или символом, который наряду с названием химического элемента записан в таблице Д. И. Менделеева. качестве символов по предложению шведского химика Й. Берцелиуса были приняты в большинстве случаев начальные буквы латинских названий химических элементов. Так, водород (латинское название Hydrogenium - гидрогениум) обозначают буквой Н (читают «аш»), кислород (латинское название Oxygenium - оксигениум) - буквой О (читают «о»), углерод (латинское название Сarboneum - карбонеум) - буквой С (читают «цэ»).

На букву С начинаются латинские названия ещё нескольких химических элементов: кальция (

Calcium), меди (Cuprum), кобальта (Cobaltum) и др. Чтобы их различить, И. Берцелиус предложил к начальной букве латинского названия добавлять ещё одну из последующих букв названия. Так, химический знак кальция записывают символом Са (читают «кальций»), меди - Сu (читают «купрум»), кобальта - Со (читают «кобальт»).

В названиях одних химических элементов отражены важнейшие свойства элементов, например, водород - рождающий воду, кислород - рождающий кислоты, фосфор - несущий свет (рис. 20) и т. д.

Рис. 20.
Этимология названия элемента № 15 Периодической системы Д. И. Менделеева

Другие элементы названы в честь небесных тел или планет Солнечной системы - селен и теллур (рис. 21) (от греч. Селена - Луна и Теллурис - Земля), уран, нептуний, плутоний.

Рис. 21.
Этимология названия элемента № 52 Периодической системы Д. И. Менделеева

Отдельные названия заимствованы из мифологии (рис. 22). Например, тантал. Так звали любимого сына Зевса. За преступления перед богами Тантал был сурово наказан. Он стоял по горло в воде, и над ним свисали ветви с сочными, ароматными плодами. Однако едва он хотел напиться, как вода утекала от него, едва желал утолить голод и протягивал руку к плодам - ветви отклонялись в сторону. Пытаясь выделить тантал из руд, химики испытали не меньше мучений.

Рис. 22.
Этимология названия элемента № 61 Периодической системы Д. И. Менделеева

Некоторые элементы были названы в честь различных государств или частей света. Например, германий, галлий (Галлия - старинное название Франции), полоний (в честь Польши), скандий (в честь Скандинавии), франций, рутений (Рутения - латинское название России), европий и америций. Вот элементы, названные в честь городов: гафний (в честь Копенгагена), лютеций (в старину Париж называли Лютеций), берклий (в честь города Беркли в США), иттрий, тербий, эрбий, иттербий (названия этих элементов происходят от Иттерби - маленького города в Швеции, где впервые был обнаружен минерал, содержащий эти элементы), дубний (рис. 23).

Рис. 23.
Этимология названия элемента № 105 Периодической системы Д. И. Менделеева

Наконец, в названиях элементов увековечены имена великих учёных: кюрий, фермий, эйнштейний, менделевий (рис. 24), лоуренсий.

Рис. 24.
Этимология названия элемента № 101 Периодической системы Д. И. Менделеева

Каждому химическому элементу отведена в таблице Менделеева, в общем «доме» всех элементов, своя «квартира» - клетка со строго определённым номером. Глубокий смысл этого номера вам раскроется при дальнейшем изучении химии. Так же строго распределена и этажность этих «квартир» - периоды, в которых «живут» элементы. Как и порядковый номер элемента (номер «квартиры»), номер периода («этажа») таит в себе важнейшую информацию о строении атомов химических элементов. По горизонтали - «этажности» - Периодическая система делится на семь периодов:

  • 1-й период включает в себя два элемента: водород Н и гелий Не;
  • 2-й период начинается литием Li и оканчивается неоном Ne (8 элементов);
  • 3-й период начинается натрием Na и оканчивается аргоном Аг (8 элементов).

Три первых периода, состоящие каждый из одного ряда, называют малыми периодами.

Периоды 4, 5 и 6-й включают по два ряда элементов, их называют большими периодами; 4-й и 5-й периоды содержат по 18 элементов, 6-й - 32 элемента.

7-й период - незаконченный, состоит пока только из одного ряда.

Обратите внимание на «подвальные этажи» Периодической системы - там «живут» по 14 элементов-близнецов, похожие по своим свойствам одни на лантан La, другие на актиний Ас, которые представляют их на верхних «этажах» таблицы: в 6-м и 7-м периодах.

По вертикали химические элементы, «живущие» в сходных по свойствам «квартирах», располагаются друг под другом в вертикальных столбцах - группах, которых в таблице Д. И. Менделеева восемь.

Каждая группа состоит из двух подгрупп - главной и побочной. Подгруппу, в которую входят элементы и малых, и больших периодов, называют главной подгруппой или группой А. Подгруппу, в которую входят элементы только больших периодов, называют побочной подгруппой или группой В. Так, в главную подгруппу I группы (IA группы) входят литий, натрий, калий, рубидий и франций - это подгруппа лития Li; побочная подгруппа этой группы (IB группы) образована медью, серебром и золотом - это подгруппа меди Си.

Кроме формы таблицы Д. И. Менделеева, которая называется короткопериодной (она приведена на форзаце учебника), существует множество других форм, например длиннопериодный вариант.

Подобно тому как из элементов игры «Лего» ребёнок может сконструировать огромное количество различных предметов (см. рис. 10), так и из химических элементов природа и человек создали окружающее нас многообразие веществ. Ещё нагляднее другая модель: подобно тому как 33 буквы русского алфавита образуют различные комбинации, десятки тысяч слов, так и 114 химических элементов в различных сочетаниях создают более 20 миллионов различных веществ.

Постарайтесь усвоить закономерности образования слов - химических формул, и тогда мир веществ откроется перед вами во всём своём красочном многообразии.

Но для этого вначале выучите буквы - символы химических элементов (табл. 1).

Таблица 1
Названия некоторых химических элементов

Ключевые слова и словосочетания

  1. Периодическая система химических элементов (таблица) Д. И. Менделеева.
  2. Периоды большие и малые.
  3. Группы и подгруппы - главная (А группа) и побочная (В группа).
  4. Символы химических элементов.

Работа с компьютером

  1. Обратитесь к электронному приложению. Изучите материал урока и выполните предложенные задания.
  2. Найдите в Интернете электронные адреса, которые могут служить дополнительными источниками, раскрывающими содержание ключевых слов и словосочетаний параграфа. Предложите учителю свою помощь в подготовке нового урока - сделайте сообщение по ключевым словам и словосочетаниям следующего параграфа.

Вопросы и задания

  1. Пользуясь словарями (этимологическим, энциклопедическим и химических терминов), назовите важнейшие свойства, которые отражены в названиях химических элементов: бром Вr, азот N, фтор F.
  2. Объясните, как в названии химических элементов титана и ванадия отражено влияние древнегреческих мифов.
  3. Почему латинское название золота Aurum (аурум), а серебра - Argentum (аргентум)?
  4. Расскажите историю открытия какого-либо (по вашему выбору) химического элемента и объясните этимологию его названия.
  5. Запишите «координаты», т. е. положение в Периодической системе Д. И. Менделеева (номер элемента, номер периода и его вид - большой или малый, номер группы и подгруппа - главная или побочная), для следующих химических элементов: кальций, цинк, сурьма, тантал, европий.
  6. Распределите химические элементы, перечисленные в таблице 1, на три группы по признаку «произношение химического символа». Может ли выполнение этого задания помочь вам в запоминании химических символов и произношении символов элементов?

Периодическая система элементов оказала большое влияние на последующее развитие химии.

Дмитрий Иванович Менделеев (1834-1907)

Она не только была первой естественной классификацией химических элементов, показавшей, что они образуют стройную систему и находятся в тесной связи друг с другом, по и явилась могучим орудием для дальнейших исследований.

В то время, когда Менделеев на основе открытого им периодического закона составлял свою таблицу, многие элементы были еще неизвестны. Так, был неизвестен элемент четвертого периода скандий. По атомной массе вслед за кальцием шел титан, но титан нельзя было поставить сразу после кальция, так как он попал бы в третью группу, тогда как титан образует высший оксид , да и по другим свойствам должен быть отнесен к четвертой группе. Поэтому Менделеев пропустил одну клетку, т. е. оставил свободное место между кальцием и титаном. На том же основании в четвертом периоде между цинком и мышьяком были оставлены две свободные клетки, занятые теперь элементами галлием и германием. Свободные места остались и в других рядах. Менделеев был не только убежден, что должны существовать неизвестные еще элементы, которые заполнят эти места, но и заранее предсказал свойства таких элементов, основываясь на их положении среди других элементов периодической системы. Одному из них, которому в будущем предстояло занять место между кальцием и титаном, он дал название экабор (так как свойства его должны были напоминать бор); два других, для которых в таблице остались свободные места между цинком и мышьяком, были названы эка-алюминием и экасилицием.

В течение следующих 15 лет предсказания Менделеева блестяще подтвердились: все три ожидаемых элемента были открыты. Вначале французский химик Лекок де Буабодран открыл галлий, обладающий всеми свойствами экаалюминия; вслед за тем в Швеции Л. Ф. Нильсоном был открыт скандий, имевший свойства экабора, и, наконец, спустя еще несколько лет в Германии К. А. Винклер открыл элемент, названный им германием, который оказался тождественным экасилицию.

Чтобы судить об удивительной точности предвидения Менделеева, сопоставим предсказанные им в 1871 г. свойства экасилиция со свойствами открытого в 1886 г. германия:

Открытие галлия, скандия и германия было величайшим триумфом периодического закона.

Большое значение имела периодическая система также при установлении валентности и атомных масс некоторых элементов. Так, элемент бериллий долгое время считался аналогом алюминия и его оксиду приписывали формулу . Исходя из процентного состава и предполагаемой формулы оксида бериллия, его атомную массу считали равной 13,5. Периодическая система показала, что для бериллия в таблице есть только одно место, а именно - над магнием, так что его оксид должен иметь формулу , откуда атомная масса бериллия получается равной десяти. Этот вывод вскоре был подтвержден определениями атомной массы бериллия по плотности пара его хлорида.

Точно И в настоящее время периодический закон остается путеводной нитью и руководящим принципом химии. Именно на его основе были искусственно созданы в последние десятилетия трансурановые элементы, расположенные в периодической системе после урана. Один из них - элемент № 101, впервые полученный в 1955 г., - в честь великого русского ученого был назван менделевием.

Открытие периодического закона и создание системы химических элементов имело огромное значение не только для химии, но и для философии, для всего нашего миропонимания. Менделеев показал, что химические элементы составляют стройную систему, в основе которой лежит фундаментальный закон природы. В этом нашло выражение положение материалистической диалектики о взаимосвязи и взаимообусловленности явлений природы. Вскрывая зависимость между свойствами химических элементов и массой их атомов, периодический закон явился блестящим подтверждением одного из всеобщих законов развития природы - закона перехода количества в качество.

Последующее развитие науки позволило, опираясь на периодический закон, гораздо глубже познать строение вещества, чем это было возможно при жизни Менделеева.

Разработанная в XX веке теория строения атома в свою очередь дала периодическому закону и периодической системе элементов новое, более глубокое освещение. Блестящее подтверждение нашли пророческие слова Менделеева: «Периодическому закону не грозит разрушение, а обещаются только надстройка и развитие».



 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!