Интересные темы для научно-исследовательской работы по информатике. Исследовательская работа по информатике «Компьютер и здоровье детей

Министерство просвещения ПМР

Муниципальное учреждение «УНО г. Бендеры»

МОУ «Бендерский теоретический лицей»

Секция: информатика ИКТ

Компьютерная безопасность

Выполнила:

Марина Алина Андреевна, 11 А класс,

г. Бендеры, ул. 40 лет Победы, 44/19, тел. 5-54-88

Руководитель:

Коврикова Ольга Анатольевна,

методист-организатор по ИО

Бендеры, 2016

Оглавление

Сравнение и описание антивирусов (приложение № 2).

Таким образом, можно сказать, что программный код вируса, встроенный в другую программу или в документ, или в определенные области носителя данных и предназначенный для выполнения несанкционированных действий на несущем компьютере наносят колоссальный вред. Необходимо систематически производить профилактику компьютеров на наличие вредоносных программ.

Глава II . Исследование современных угроз информационной безопасности

2.1. Анализ результатов анкетирования учащихся лицея

Среди учеников 7-11 классов было проведено анкетирование с целью выявления представления о вредоносных программах.

На основе анкетирования выявили часто встречаемые виды вирусов среди опрашиваемых учеников МОУ «Бендерский теоретический лицей».

В анкетировании приняло участие 387 человек. Результаты ответов по классам (приложение №3).

На вопрос «Сталкивались ли вы когда-то с вирусами на своем компьютере? Если да, то с какими?» были получены следующие ответы:

На вопрос « Взламывали ли ваши аккаунты и где?»

На вопрос «Сталкивались ли вы с вирусами в интернете?»

Из результатов тестирования видно, что учащиеся лицея часто сталкиваются с взломом аккаунтов в «Вконтакте», «Одноклассниках», на почте и в « S kype», поэтому в работе я решила исследовать, каким образом происходит взлом аккаунтов и как защититься от этого.

2.2. Взлом аккаунтов

Взлом электронной почты и аккаунтов в социальных сетях

Как работают хакеры, и как у них получается, регулярно взламывать почтовые ящики известных личностей? Этим вопросом наверняка задаются все, кто читает новости про успешные хакерские атаки.

Чаще всего взлом почты и аккаунтов в соцсетях происходит из-за неправильно подобранного пароля. Он слишком простой и его легко подобрать. Поэтому нужно правильно его составлять на основе приведенных ниже рекомендаций.

Каким образом лучше выбирать составляющие для пароля?

    Не применять пароль, который является словарным словом.

    Если есть возможность, то можно использовать знаки препинания.

    Можно применять символы из нижнего и верхнего регистров, а так же цифры от 0 до 9.

    Оптимальным для составления пароля является количество цифр (букв) от 8 до 10.

    Использовать последние символы из списка цифр, знаков или алфавита.

рис. 1. Программа подбора пароля

Существуют также специальные программы (рис. 1), подбирающие пароли к аккаунту в почтовом сервисе в автоматическом режиме.

Метод защиты: использование сложного пароля, который невозможно угадать или логически вычислить; использование сервиса восстановления пароля с помощью контрольного вопроса.

Вторая причина взлома электронной почты происходит после попадания на нее вирусов. Обычно вирусы в письмах электронной почты маскируются под безобидные вложения: картинки, документы, музыку, ссылки на сайты. В некоторых письмах могут содержаться действительно только ссылки, то есть в самих письмах может и не быть вредоносного кода, но если открыть такую ссылку, то можно попасть на специально созданный веб-сайт, содержащий вирусный код.

Третья причина взлома не только почты, но и аккаунтов соцсетей – это взлом cookies. Сookies это информация, которую браузер хранит «по просьбе» веб-сайта. Как правило, это данные, необходимые для аутентификации пользователя. Сookies хранится в файлах в рабочей папке браузера, и злоумышленники, похитив их, могут получить доступ к учетной записи (рис. 2).

рис. 2. Сохраненные данные Сookies

Метод защиты заключается в том, что необходимо постоянно при завершении работы выходить из почтового сервиса для его автоматического закрытия. Т.е. именно нажимать на «Выход», а не просто закрывать браузер или страницу.

2.3. Взлом « Skype»

В «Skype» все чаще стали «заводиться» вирусы. Вредоносные «червяки» забираются под видом каких-то сообщений со ссылками в различные компьютерные программы. Поэтому следует быть осторожными и не переходить по сомнительным ссылкам.

« Skype » может быть подвержен взлому или заражению даже во время установки, если он скачан с какого-либо сайта, который занимается распространением вредоносного софта. Поэтому скачивать «Skype» нужно только с официального сайта разработчика (skype.com). Тем более что предлагается программа в свободном доступе.

Недавно я и сама столкнулась с тем, что получила от знакомого человека, который находится в моих контактах в « Skype », подозрительное сообщение. Вскоре я поняла, что мой знакомый «удачно» поймал в данной соцсети вирус, который послал сообщение и мне.

Сообщения, которые содержат вредоносные программы, могут быть различного рода. Например, началась атака подобным вирусом с сообщения «Это новый аватар вашего профиля?». Затем формулировка стала таковой: «Посмотри на эту фотографию», «На этой фотографии он похож на Путина», а сейчас можно встретить и такое: «Жесть! Как можно было так спалиться?». Рядом с сообщением находится ссылка. Она может быть как непонятной, так и вполне логичной, похожей на нормальную ссылку, на которую хочется перейти. Например:

    это новый аватар вашего профиля?))http://goo.gl/...

    очень хорошая фотография, вы http://is.gd/uqfHnA?id=pk-help.com
    invoice_{цифры}.pdf.exe

Важно! Переходить по ссылке ни в коем случае нельзя! Иначе на компьютер загрузится вирус, который заражает программы, ворует пароли и блокирует доступ к сайтам с антивирусами, также рассылается сообщение-вирус всем контактам, находящимся в данном аккаунте.

Файл является сетевым червем и IRC -ботом, который может распространяться через файл autorun . inf , прописываясь в ветку реестра oftware \ Microsoft \ Windows \ CurrentVersion \ Run .

При этом файл-вирус копирует себя в % APPDATA %\
7658354235994425565\
winsvc . ex и пытается распространяться через вложения в электронной почте. Чтобы избавиться от него, нужно удалить и файл winsvc.ex, и ссылку на него из реестра.

Также существует второй вид вируса в « Skype». Это вирус Т9000 он записывает разговоры пользователей, не распознается ни одной антивирусной программой и распространяется путем рассылок писем со ссылками на зараженные файлы формата RTF.

Единственный способ распознать присутствие вируса на компьютере - это при запуске «Skype» на экране появляется сообщение следующего содержания: «explorer.exe wants to use Skype».

Главная цель трояна - это не сбор личной информации пользователей «Skype», а доступ к данным финансового характера.

Методы защиты. Прежде всего, нужно приостановить действие вируса и отключить его возможность публиковать информацию, используя другие программы. Для этого следуйте инструкции: установите антивирусную программу и уберите доступ любых программ «Skype» (рис. 3) в настройках программы (желательно это сделать после установки «Skype»).

рис.3. Окно настройки Skype

На зараженном компьютере может быть надпись, пример которой указан на рис. 4.

рис. 4. Окно контроля доступа Skype

Нужно избавиться от этой надписи, нажав кнопку «Удалить». Окно обязательно должно быть чистым, то есть не иметь каких-либо записей.

Таким простым способом можно избавить « Skype» и компьютер от дальнейшего распространения вируса, но полностью от него не избавиться. Для этого лучше использовать специальные утилиты, а также проверить весь компьютер на вирусы.

Можно воспользоваться утилитой «VBA32 AntiRootkit». После ее скачивания и запуска откроется окно, в котором нужно будет нажать кнопку «No» и дождаться загрузки программы. В меню «Tools» следует выбрать LowLevel DiskAccessTool. Откроется окно, в котором будет прописан путь к папке «%AppDatа%». Справа в программе Вы увидите вредоносный файл, который может иметь совершенно бессмысленное название. Нажав на этот файл правой клавишей мыши, выберите из контекстного меню «Удалить». Затем следует подтвердить это действие, выйти из утилиты и перезагрузить компьютер.

Совет! Перед перезагрузкой лучше всего проверить компьютер на наличие вирусов, используя для этого Kaspersky Anti-Virus или Dr.Web.

Но многие вирусы не обнаруживаются привычными нам антивирусными программами. Поэтому для проверки «Skype» и удаления в нем вирусов можно использовать программу Malwarebytes Anyi-Malware. Чтобы проводить сканирование компьютера, эту программу можно скачать бесплатно с официального сайта (malwarebytes.org).

Запустите программу и перейдите в «Настройки». В открывшемся окне уберите три галочки (рис. 5).

рис. 5. Окно настройки Malwarebytes

Затем перейдите во вкладку «Сканер» и выставьте флажок «Полное сканирование» (рис. 6).

рис. 6. Окно сканирования Malwarebytes на наличие вирусов

Так программа проверит компьютер на наличие вирусов и удалит их.

2.4. Уголовный кодекс ПМР

Нормативные акты большинства стран мира, в том числе и в Приднестровской Молдавской Республике, предусматривают уголовную ответственность за киберпреступления. Наказания в нашей республике назначаются в виде штрафа от 700 до 5000 РУМЗП или в виде лишения свободы от 2 до 7 лет, в зависимости от тяжести преступлений.

Рассказав учащимся лицея о результатах моего исследования, я ознакомила их со статьями уголовного кодекса ПМР.

Статья 268. Неправомерный доступ к компьютерной информации

    Неправомерный доступ к охраняемой законом компьютерной информации, то есть информации на машинном носителе, в электронно-вычислительной машине (ЭВМ), системе ЭВМ или их сети, если это деяние повлекло уничтожение, блокирование, модификацию либо копирование информации, нарушение работы ЭВМ, системы ЭВМ или их сети, наказывается штрафом в размере от 700 (семисот) до 1700 (тысячи семисот) расчетных уровней минимальной заработной платы либо исправительными работами на срок от 6 (шести) месяцев до 1 (одного) года, либо лишением свободы на срок до 2 (двух) лет.

    То же деяние, совершенное группой лиц по предварительному сговору или организованной группой либо лицом с использованием своего служебного положения, а равно имеющим доступ к ЭВМ, системе ЭВМ или их сети, - наказывается штрафом в размере от 1700 (тысячи семисот) до 3000 (трех тысяч) расчетных уровней минимальной заработной платы либо исправительными работами на срок от 1 (одного) года до 2 (двух) лет, либо арестом на срок от 3 (трех) до 6 (шести) месяцев, либо лишением свободы на срок от 2 (двух) до 5 (пяти) лет.

Статья 269. Создание, использование и распространение вредоносных программ для ЭВМ

    Создание программ для ЭВМ или внесение изменений в существующие программы, заведомо приводящих к несанкционированному уничтожению, блокированию, модификации либо копированию информации, нарушению работы ЭВМ, системы ЭВМ или их сети, а равно использование либо распространение таких программ или машинных носителей с такими программами, -
    наказываются лишением свободы на срок до 3 (трех) лет со штрафом в размере от 700 (семисот) до 2000 (двух) тысяч расчетных уровней минимальной заработной платы.

    Те же деяния, повлекшие по неосторожности тяжкие последствия, наказываются лишением свободы на срок от 3 (трех) до 7 (семи) лет.

Статья 270. Нарушение правил эксплуатации ЭВМ, системы ЭВМ или их сети

    Нарушение правил эксплуатации ЭВМ, системы ЭВМ или их сети лицом, имеющим доступ к ЭВМ, системе ЭВМ или их сети, повлекшее уничтожение, блокирование или модификацию охраняемой законом информации ЭВМ, если это деяние причинило существенный вред, наказывается лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от 2 (двух) до 5 (пяти) лет либо обязательными работами на срок от 180 (ста восьмидесяти) до 240 (двухсот сорока) часов, либо ограничением свободы на срок до 2 (двух) лет.

    То же деяние, повлекшее по неосторожности тяжкие последствия, наказывается лишением свободы на срок от 1 (одного) года до 4 (четырех) лет.

В Законодательстве предусмотрена уголовная ответственность за нарушения такого характера. Но по этим статьям никого не наказывают, так как отдел по работе с киберпреступлениями полностью отсутствует.

2.5. Обобщение полученных результатов

На основе моего исследования я разработала памятку (приложение
№ 4), подготовила обзор рекомендованной литературы и интернет источников (приложение № 5) с которыми были ознакомлены учителя и ученики теоретического лицея 5-11 классов (приложение № 6).

После представления изученных мной материалов учащимся было предложено ответить на следующие вопросы, в результате которых я получила данные, представленные на графике.

Всего участвовало в опросе 597 учащихся.

Обобщенные результаты ответов 5-11 классов

Из графика видно, что подготовленная мной информация была полезна и актуальна.

Сравнительный анализ ответов по классам

При сравнительном анализе по классам видно, что информация была полезна в большинстве классов. Среди учеников 8-х классов показатель ниже по сравнению с другими классами.

Таким образом, проанализировав результаты анкетирования, выделив наиболее опасные вредоносные программы и ознакомив учащихся с моим исследованием, ученики лицея будут наиболее информационно защищены.

Заключение

В настоящее время все мы можем наблюдать положительную динамику информатизации нашего общества. Там, где ещё вчера работа велась «дедовским методом» (кипы бумаг, счёты, калькуляторы), сегодня всё чаще и чаще мы видим компьютеры. Количество компьютеров растёт, их объединяют в локальные сети и со временем, как правило, подключают к глобальной сети Интернет. Люди, работающие с использованием передовых технологий вычислительной техники, как правило, не имеют ни малейшего опыта работы и достаточной информации обо всех подстерегающих их опасностях.

За последние два года наибольшим источником компьютерных вирусов является именно глобальная сеть Интернет. Из нее к пользователям попадают минимум 95 % всех вредоносных программ.

По определению вирусами являются программы, которые имеют возможность создавать свои копии, которые в свою очередь сохраняют способность к размножению (размножение главное свойство вируса). Но это определение вируса в узком смысле этого слова. В широком же смысле, мы называем вирусами как собственно сами вирусы, так и Internet-черви, сетевые черви, троянские программы, утилиты скрытого администрирования.

Поэтому на основе анкетирования мной было выявлено, с какими вредоносными программами чаще всего сталкиваются учащиеся лицея. Были рассмотрены соответствующие вирусы, принцип их работы и методы защиты.

Выдвинутая мной гипотеза о том, что при установлении путей проникновения вредоносных программ, принципа их работы и разработки методов защиты от них, можно повысить уровень защиты персональных данных – подтвердилась. Это было видно из результатов, полученных после обобщения мной исследовательской работы среди учащихся и учителей МОУ «Бендерский теоретический лицей».

В Законодательстве ПМР предусмотрена уголовная ответственность за неправомерный доступ к компьютерной информации, создание и распространение вредоносных программ. Но по этим статьям, как выяснилось, никого не наказывают, так как отдел по работе с киберпреступлениями полностью отсутствует.

Остается еще раз призвать проявлять осторожность при использовании интернет-технологий, и тогда, наверняка, проблема компьютерных вирусов не будет представлять никакой угрозы вашим данным. Я описала некоторые интернет-источники и литературу, позволяющие дополнительно получить информацию о защите своего ПК от различных угроз, которые рекомендую прочитать учащимся, учителям и родителям.

Также в заключении хочется выделить список правил при работе с компьютером, чтобы избежать возможности заражения вирусами:

    Пользуйтесь антивирусными программами.

    Соблюдайте осторожность при установке всевозможных приложений на ваш ПК, особенно с неофициальных сайтов.

    Не переходите по подозрительным разного рода ссылкам.

    Не позволяйте устанавливаться автоматически незнакомым программам.

Список использованной литературы

    Касперски К. «Компьютерные вирусы изнутри и снаружи», 2013 г.

    Климентьев К. Е. Компьютерные вирусы и антивирусы: взгляд программиста, -М., ДМК, 2013 г.

    Курбанова Ф.Ф., Залкеприева А.А. Мобильные вирусы и методы защиты от них//Научное сообщество студентов XXI столетия. ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XLII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5, 2015 г.

    Хлестова Д.Р., Попов К.Г. Защита детей от Интернет-угроз. Журнал «Символ науки». Выпуск № 7-2 / 2016

    Шаньгин В.Ф. Компьютерная безопасность компьютерных сетей и систем: учебное пособие - М.:ИД « ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2011 г. 416с. https://a-panov.ru/antivirus http://www.ferra.ru/ru/mobile/s26687/#.VjN4h7fhCUk

Приложение № 1

По данным исследователя компании McAfee Торалв Дирро опубликовал блог о росте новых вредоносных программ, примерно до 20 000 новых образцов вредоносных программ в день. Затем он продолжил, сказав, что «сейчас с постоянным, хотя все еще массивным, ростом все же есть свет в конце туннеля для индустрии безопасности»…

К сожалению, то «вредоносное плато» в 2008 году было лишь временной передышкой: к 2010 году объемы создания новых вредоносных программ утроились до уровня 63000 образцов в день, а в 2015 году, по данным антивирусной лаборатории PandaLabs, их количество достигло 230000 новых образцов ежедневно.

Для 2016 года красный сектор показывает количество новых угроз, зарегистрированных в AV - Test , по состоянию на 16 ноября 2016г., а синий сектор показывает примерное количество новых угроз, которые будут зарегистрированы в оставшиеся недели 2016 года. Как видно из графика, общее количество новых зарегистрированных вредоносных программ в 2016 году ожидается ниже, чем в 2015 году.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 2
г. Ершова Саратовской обл.»

Исследовательская работа по информатике

Компьютер и
здоровье детей

выполнена учителем информатики
I квалификационной категории
Мариной Валентиной Николаевной

Ершов

2011

Цель работы:

Определить влияние компьютера на здоровье детей и дать рекомендации по сохранению здоровья при работе за компьютером.

Задачи:

    Провести анкетирование об использовании компьютера детьми, опрос о применении различных технологий по сохранению здоровья при работе за компьютером.

    Изучив литературу, выявить основные вредные факторы при работе на компьютере.

Ключевые слова, опорные понятия:

компьютер, вредные факторы, здоровье, , рекомендации.

Целевая аудитория:

учителя информатики, классные руководители, родители.

Оглавление

Актуальность темы

Возрастная граница первого опыта работы с компьютером существенно снизилась. Десять лет назад только половина подростков 15-16 лет имели опыт общения с компьютером, сейчас учащиеся начальной школы уже имеют некоторые пользовательские навыки. показало, что компьютер вытесняет из жизни некоторых детей чтение книг, прогулки, спорт и реальное общение, а у некоторых подростков наблюдаются признаки зависимости от компьютера, Интернета или компьютерных игр. Сидя за компьютером, дети забывают о времени, перестают замечать дискомфорт или усталость.

Это и не удивительно, ведь для ребёнка компьютер – это целый мир, мир интересный, модный и манящий. Программное обеспечение предоставляет широкий спектр применения компьютера: для учёбы, общения, поиска всевозможной информации, отдыха и развлечений. Но нужно помнить, что компьютер влияет на все биологические характеристики организма человека, и в первую очередь, на его физическое и психическое здоровье. И поэтому встаёт вопрос: компьютер – друг или враг здоровью? Конечно, на этот вопрос нельзя дать односложный ответ, и поэтому в своей работе я хочу акцентировать внимание на вопросах сбережения здоровья при работе за компьютером.

Современное школьное образование невозможно представить без использования компьютеров. Необходимость овладения компьютерной грамотой очевидна, достоинства ИКТ в обучении не вызывают сомнений. Не только в школе, но и дома ученики используют компьютеры для разных целей. Но опрос показал, что многие из детей не задумываются при этом о сохранении своего здоровья. Чтобы компьютер не оказался врагом, а превратился в очень полезный инструмент, весьма облегчающий жизнь, нужно разумно подойти к вопросам организации рабочего места, правильного подбора рода занятий, распределения времени, использования несложных упражнений для снятия утомления и напряжения.

Основные вредные факторы
при работе за компьютером

Изучив литературу по данной теме, можно выделить несколько вредных факторов:

стеснённая поза,

заболевания суставов кистей рук,

затрудненное дыхание,

развитие остеохондроза,

наличие излучения от монитора,

психическая нагрузка и стресс при потере информации,

компьютерная зависимость.

. По этой причине через непродолжительное время у ребенка могут возникнуть головная боль и головокружение. Если работать на компьютере достаточно долго, то зрительное переутомление может привести к устойчивому снижению остроты зрения (это зависит от качества монитора, содержания изображения и времени работы за монитором). При грамотной постановке дела нагрузка на зрение от компьютера может быть значительно снижена.

    Расстояние от глаз до экрана должно составлять 50-70 см.

    Нельзя работать за компьютером в темноте.

    Ребёнок школьного возраста может проводить за компьютером непрерывно не более 10-20 минут, после чего необходимо сделать перерыв и небольшую гимнастику для глаз (оптимальная продолжительность непрерывных занятий с компьютером для учащихся: начальной школы должна быть не более 15 минут; основной школы – 20 минут, старшей школы – 25-30 минут). Если есть проблемы со зрением, то садиться за монитор можно только в очках.

Стеснённая поза. Сидя за компьютером, нужно смотреть с определенного расстояния на экран и одновременно держать руки на органах управления (клавиатура, мышь, джойстик). Это вынуждает тело принять определенное положение и не изменять его до конца работы. Из-за стесненной позы при длительной работе за компьютером возникают следующие нарушения:

Заболевания суставов кистей рук (при работе за компьютером рука человека вынуждена совершать много мелких движений, сильно устает, а при длительной работе развиваются хронические заболевания).

Затрудненное дыхание (вынесенные вперед локти не дают свободно двигаться грудной клетке).

Остеохондроз (при длительном сидении с опущенными плечами возникает стойкое изменение костно-мышечной системы, а иногда искривление позвоночника).

Излучение. То, что называется радиацией (гамма-лучи и нейтроны), монитор вообще не производит. Но потенциал между экраном дисплея и лицом сидящего перед ним человека разгоняет пылинки до огромных скоростей. Необходимо постоянно снижать количество пыли в помещении посредством влажной уборки.

Психическая нагрузка и стресс при потере информации. Компьютер требует сосредоточенности. Однако психическую нагрузку можно уменьшить (в работе следует делать перерывы, необходимо следить за содержательной стороной работы за компьютером). Если компьютер "зависает", в результате действия вирусов или поломки носителей, при сбоях программ теряется важная и полезная информация, то это может вызвать нервозность, повышение давления, ухудшение сна... Нельзя столь болезненно относиться к таким проявлениям (компьютер – всего лишь «железка»), нужно создавать резервные копии файлов, содержащих важную информацию.

Компьютерная зависимость.

Иногда компьютер не только становится для ребенка няней или источником знаний, но начинает эмоционально заменять ему окружающих людей. Постепенно ребенок проводит за компьютером все больше времени, может развиться зависимость (различают психологическую зависимость от Интернета и компьютерных игр). Психика ребёнка ещё недостаточно устойчива, некоторые компьютерные игры и информация из Интернета могут привести к изменениям мировоззрения, пересмотру моральных норм и т.п. В более серьёзных случаях могут возникнуть психические расстройства. Нужно обеспечить ребенку условия и возможность в реальной жизни получать то, что ему может дать виртуальный мир. Реальная жизнь должна быть яркой, насыщенной, интересной.

Здоровьесберегающие технологии
при работе за компьютером в школе

Изучение предмета информатика кроме учебника, ручки и тетради предусматривает использование компьютера, общаясь с которым, можно нанести гораздо больший вред здоровью растущему организму, чем на обычном уроке. Здоровьесберегающие технологии предполагают такое обучение, при котором дети не устают, а продуктивность их работы возрастает. Что должен сделать учитель информатики для обеспечения в школе безопасного сотрудничества ребенка с компьютером?

1. Создать в кабинете соответствующие условия для работы:

Удобная мебель и её правильная расстановка (желательно иметь специальные компьютерные столы и стулья с регулируемой высотой, разместить компьютеры вдоль стен так, чтобы естественный свет падал на монитор слева и спереди),

Воздушно-тепловой режим (следует поддерживать оптимальную температуру 19- 21 0 С и относительную влажность 50-60%, использовать кондиционер и естественную вентиляцию при проветривании кабинета),
- освещённость (можно комбинировать естественное и искусственное освещение, следует использовать жалюзи на окнах),

Контроль над уровнем шума (он не должен превышать допустимых значений, следует ограничить количество копировальных устройств, сканеров и принтеров),

Чистота кабинета (проводить ежедневную влажную уборку),

Эстетика кабинета (использовать краску, не дающую бликов, подбирать спокойные светлые цвета для окраски мебели, стен, пола и потолка)

Грамотное оформление кабинета (должны быть в наличии инструкции по технике безопасности и правилам поведения в компьютерном классе, а также рекомендации по соблюдению правильной осанки, временные ограничения непрерывной работы за компьютером для разных возрастных категорий, комплексы упражнений для снятия напряжения).

2. Систематически проводить , упражнения для улучшения мозгового кровообращения, снятия утомления с плечевого пояса и рук, с туловища и ног, а также общего назначения.

3. Тщательно контролировать выполнение санитарно- гигиенических норм пользователями в классе, проводить работу по привитию навыков правильной работы с компьютером в домашних условиях.

4. Создавать благоприятный эмоциональный климат (в одних случаях это доброе слово или народная мудрость, в других – юмор, но всегда нужно стараться понять ученика и помочь ему), у учащихся не должно быть стеснения или страха обратиться за разъяснением или помощью (эмоциональная напряжённость и скованность ведут к утомлению и усталости, чувство успеха при выполнении заданий, напротив, положительно влияет на здоровье человека).

5. Чередовать различные виды работ, т.к. смена видов деятельности (в том числе разнообразные формы работы «за компьютером» и «за теоретическим столом») является крайне необходимым условием здоровьесбережения. (Не следует забывать также, что творческий характер образовательного процесса не только способствует развитию личности учащегося, но и снижает вероятность наступления утомления. Очень интересными, на мой взгляд, являются исследовательская и проектная деятельность, где не обойтись без использования ИКТ.)

Здоровьесберегающие технологии
при работе за компьютером дома

Учитывая эти факторы вредоносного влияния компьютера на организм человека (нагрузка на зрение, стесненная поза, излучение и воздействие на психику), родители могут помочь организовать ребенку дома наиболее безопасную среду при взаимодействии с компьютером или это сделать могут сами дети (при достаточной самоорганизации).

Для снятия нагрузки на зрение:

    Подобрать стол и стул, которые позволяют соблюдать оптимальное расстояние от экрана до глаз (50-70см).

    Необходимо каждые 10-20 минут делать перерывы – давать отдохнуть глазам (возможно ребенку подобрать специальные защитные очки для работы на компьютере).

При длительном сидении с опущенными плечами может возникнуть стойкое изменение костно-мышечной системы. Чтобы избежать стесненной позы, необходимо ребенку:

    в процессе работы на компьютере необходимо следить за соблюдением правильной осанки,

    работать за специальным компьютерным столом с выдвижной доской для клавиатуры, позволяющей ему менять позу,

    сидеть на специальном крутящемся стуле с регулируемой высотой (высота стула может быть изменена с учетом роста ребенка, кроме того, детям нравится кататься на стульях, а это невольно дает им передышки в контакте с экраном и заставляет их двигаться – менять положение тела),

    регулярно прерывать «общение» с компьютером, вставать, потягиваться, делать мини-зарядку.

Мониторы на жидких кристаллах не дают излучения. Мониторы на электро-лучевой трубке могут являться источником излучения. Потенциал, имеющийся на кинескопе, не страшен, но электростатические поля, возникающие между экраном дисплея и лицом человека, сидящего перед компьютером, разгоняют севшие на экран пылинки до огромных скоростей, и они “впиваются” в кожу пользователя. Поэтому:

    в комнате, где стоит компьютер, нужно чаще делать влажную уборку, вытирать пыль.

    закончив работу за компьютером, желательно умыться холодной водой.

Занятия на компьютере требует не меньшей сосредоточенности, чем вождение автомобиля. Игры требуют огромного напряжения. Негативную картину дополняет появление психологической зависимости, которая выражается в следующих патологических симптомах: у ребенка развивается чувство мнимого превосходства над окружающими, теряется способность переключаться на другие развлечения, обнаруживается бедность эмоциональной сферы. Некоторые компьютерные игры провоцируют у юных пользователей агрессивное поведение, создают культ насилия и войны. В качестве негативных последствий выделяются также сужение круга интересов ребенка, уход от реальности к созданию собственного “виртуального” мира. В связи с этим:

    чтобы снизить нагрузку на психику, следует подбирать более спокойные игры (оптимальный вариант - развивающие, расширяющие кругозор игры).

    заострить внимание на возможностях компьютера (компьютер не только для игр и развлечений, использование текстовых и графических редакторов, электронных таблиц и других подобных программ приносит много пользы),

    нужно постараться максимально оберегать психику ребенка от воздействия жестоких сцен в играх (если ребенок все же очень увлечен именно «стрелялками», нужно стараться отвлечь от таких игр, найдя другое интересное занятия, или хотя бы договорится о сокращении времени, проводимого за этими играми),

    в реальной действительности ребёнок должен быть востребован, он должен чувствовать свою значимость, ощущать любовь близких людей (если ребенок «уходит» в виртуальный мир, значит, ему чего-то не хватает в окружающей действительности). В жизни должно быть больше «живого» искреннего общения, нужно общаться, обращать внимание на то, чем он занимается и что его волнует.

Если родители не всегда имеют возможность лично контролировать использование домашнего компьютера ребенком, можно установить программу для ограничения времени работы на компьютере детей и подростков, которая позволяет создавать расписание работы ребенка за компьютером и автоматически контролировать его соблюдение, запрещать запуск нежелательных игр и программ, блокировать доступ к нежелательным сайтам в Интернете.

Родители по теме «Компьютер и здоровье детей» могут найти много интересной информации. Предлагаю несколько статей:

    .

    .

Заключение

Интерес детей к компьютеру огромен, и нужно направить его в полезное русло. Компьютер должен стать для ребёнка равноправным партнёром, способным очень тонко реагировать на все его действия и запросы. Он, с одной стороны, - терпеливый учитель и мудрый наставник, помощник в учёбе, а в дальнейшем и в работе, а с другой стороны - творец сказочных миров и отважных героев, друг, с которым нескучно. Соблюдение несложных правил работы на компьютере позволит сохранить здоровье и одновременно открыть ребёнку мир огромных возможностей.

Список литературы

    Босова Л.Л. Информатика и ИКТ. 5-7 классы: Комплект плакатов и методическое пособие. – М.: Бином, 2010

    Здоровьесберегающие технологии - http://wmarina2007.narod.ru/zdorovesberezhenie

    Гимнастика за компьютером - http://vi-ta.ru/forum/archive/index.php/t-2600.html

    Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии. Школьник и компьютер. 1-4 классы.- М.: ВАКО, 2007.

    Компьютер и здоровье ребёнка -

    Компьютер и ребенок: все за и против -

    Родительское собрание «Компьютер – не забава» - http://www.edu.murmansk.ru/www/to_teacher/methodical/psiholog/rod_sobr/rod_sobr_3.htm

    Санитарные правила и нормы (СанПиН 2.4.2. 1178-02) «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях». – // .

    Учебно-исследовательская работа "Определение соответствия кабинета информатики санитарно-гигиеническим нормам" -

Приложение 1. Анкета для учащихся

1. Есть ли у вас дома компьютер?

2. В каком возрасте вы начали работать за компьютером?

3. Сколько времени в день в среднем вы проводите за компьютером?

4. Как вы думаете, сколько времени в день можно работать за компьютером?

5. Сколько по времени может продолжаться непрерывная работа за компьютером?

6. Какую роль в вашей жизни играет Интернет?

а) пользуюсь по мере необходимости (для выполнения конкретных заданий),

б) люблю «гулять» по страницам Интернета, когда отдыхаю,

в) часто ищу информацию и общаюсь,

г) не представляю жизни без него.

7. Что вас больше интересует (чему вы отдадите предпочтение):

а) компьютер или чтение книги,

б) компьютерная или спортивная игра,

в) прогулка на свежем воздухе или компьютер,

г) непосредственное «живое» общение с другом или общение с помощью

компьютера?

8. Устают ли у вас глаза при работе с компьютером?

9. Делаете ли вы при работе за компьютером гимнастику для глаз?

10. Устают ли у вас при работе за компьютером спина, шея, руки?

11. Делаете ли вы физминутки в перерывах при работе за компьютером?

12. Какова рода деятельностью вы занимаетесь за компьютером? Из предложенных

вариантов выберите один или несколько вариантов, на которые приходится

большая часть времени, проводимого за компьютером:

а) готовитесь к урокам, ищете «учебную» информацию (материал к докладам,

рефератам, презентациям и т.п.),

б) ищете в Интернете «внеучебную» информацию (музыку, изображения,

интересные ролики, гороскопы, прогнозы погоды и т.д.),

в) общаетесь (в режиме on-line, по электронной почте, на форумах и т.д.),

г) смотрите фильмы, читаете электронные книги, слушаете музыку,

д) играете в компьютерные игры.

13. Играете ли вы хоты бы иногда в компьютерные игры? Если «да», ответьте на

следующие вопросы:

а) В какие игры вы любите играть (логические или ролевые игры, симуляторы,

«стрелялки», «бродилки» и т.д.)?

б) Сколько времени в день в среднем проводите за компьютерными играми?

в) Легко ли вы отрываетесь от игры?

г) Можете ли вы «заигравшись» забыть поесть, почистить зубы и т.д.? Есть ли

у вас постоянное желание играть?

Приложение 2. Комплекс упражнений физкультурных минуток (ФМ)

ФМ для улучшения мозгового кровообращения.

1. Исходное положение (и.п.) - сидя на стуле. 1-2 - отвести голову назад и плавно наклонить назад, 3-4 - голову наклонить вперед, плечи не поднимать. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.

2. И.п. - сидя, руки на поясе. 1 - поворот головы направо, 2 - и.п., 3 - поворот головы налево, 4 - и.п. Повторить 6-8 раз. Темп медленный.

3. И.п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1 - махом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть налево. 2 - и.п., 3-4 - то же правой рукой. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.

ФМ для снятия утомления с плечевого пояса и рук.

1. И.п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1 - правую руку вперед, левую вверх. 2 - переменить положения рук. Повторить 3-4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Темп средний.

2. И.п. - стоя или сидя, кисти тыльной стороной на поясе. 1-2 - свести локти вперед, голову наклонить вперед. 3-4 - локти назад, прогнуться. Повторить 6-8 раз, затем руки вниз и потрясти расслабленно. Темп медленный.

3. И.п. - сидя, руки вверх. 1 - сжать кисти в кулак. 2 разжать кисти. Повторить 6-8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.

ФМ для снятия утомления с туловища.

1. И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - резко повернуть таз направо. 2 - резко повернуть таз налево. Во время поворотов плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 6-8 раз. Темп средний.

2. И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1-3 - круговые движения тазом в одну сторону. 4-6 - то же в другую сторону. 7-8 - руки вниз и расслабленно потрясти кистями. Повторить 4-6 раз. Темп средний.

3. И.п. - стойка ноги врозь. 1-2 - наклон вперед, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, сгибаясь, вдоль тела вверх, 3-4 - и.п., 5-8 то же в другую сторону. Повторить 6-8 раз. Темп средний.

Приложение 3. Гимнастика за компьютером

(упражнения взяты с сайта «Vita - жизнь, здоровье и успех»)

1) Сидя на стуле, выпрямите спину, руки положите на колени. Отведите прямую правую руку в сторону, разверните корпус тела, провожая ладонь взглядом - вдох, положите руку снова на колени - выдох. Затем повторите движения левой рукой. Это упражнение активизирует ваше дыхание, и снимет напряжение с групп мышц грудного и шейного отдела.

2) Исходное положение то же. Согните руки в локтях, сжимая пальцы в кулак, носки ног при этом приподнимите над полом и потяните на себя. Опуская руки в исходное положение, приподнимите пальцы над полом, сделайте перекат с пятки на носок. Упражнение улучшает периферическое кровообращение.

3) Сложите руки в замочек, кисти захватывают предплечья. Делайте круговые движения перед собой вправо и влево. При этом разминаются зат ѐ кшие плечи, лопатки, грудные мышцы, улучшается работа суставов.

4) Исходное положение то же, что в первом и втором упражнениях. Согнутую в коленях ногу отставьте в сторону, делая как бы шаг в сторону, вернитесь в исходное положение.

5) Одна нога выпрямлена, стопа на пятке, другая согнута, носок под стулом. Имитируйте ходьбу, попеременно меняя ноги. Упражнение улучшает работу суставов и мышц брюшного пресса.

6) Кисти к плечам. Поверните корпус тела, потянитесь локт ѐ м к спинке стула, это улучшит работу суставов позвоночника.

7) Руки за голову. Сделайте поворот направо, потом - налево. Упражнение разминает мышцы шей и улучшает работу суставов в шейном позвоночнике.

8") Сядьте и плотно прижмитесь к спинке стула, позвоночник прямой. Плавно наклоните голову к плечу, затем сделайте несколько пружинящих поворотов головы в одну и другую стороны. Представьте, что на груди у вас лежит мячик и попробуйте столкнуть его подбородком. Глаза при этом открыты и следят за движением головы - тем самым параллельно делаете гимнастику для глаз. ВНИМАНИЕ: это упражнение нужно делать плавно и аккуратно, чтобы не заклинило шейные суставы.

Приложение 4. Физкультминутки в игровой форме на уроках информатики.

Ученики за учителем повторяют движения.

Быстро встали, улыбнулись,

Выше-выше подтянулись.

Ну-ка плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Вправо, влево повернитесь,

Рук коленями коснитесь.

Сели, встали, сели, встали,

И на месте побежали.

Из-за парт мы выйдем дружно,

Но шуметь совсем не нужно,

Встали прямо, ноги вместе,

Поворот кругом, на месте.

Хлопнем пару раз в ладошки.

И потопаем немножко.

А теперь представим, детки,

Будто руки наши – ветки.

Покачаем ими дружно,

Словно ветер дует южный.

Ветер стих. Вздохнули дружно.

Нам урок продолжить нужно.

Подравнялись, тихо сели

И на доску посмотрели.

Раз – подняться, подтянуться,

Два – согнуться, разогнуться,

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире.

Пять – руками помахать,

Шесть – за парты сесть опять.

На бугре стоит сосна,

К небу тянется она.

(Стоя на одной ноге, потягиваемся – руки вверх)

Тополь вырос рядом с ней,

Быть он хочет подлинней.

(Тож самое, стоя на другой ноге)

Ветер сильный налетал,

Все деревья раскачал.

(Наклоны корпуса влево-вправо)

Ветки гнутся взад-вперёд,

Ветер их качает, гнет.

(Рывки руками перед грудью)

Ветер стал немного тише

Ветки опустились ниже

(Опускаем медленно руки – в стороны и вниз)

Ветер вовсе улетел,

Мотылёк на тополь сел.

(Присаживаемся за парты)

Мы все вместе улыбнемся,

Подмигнем слегка друг другу,

Вправо, влево повернемся

(повороты влево- вправо)

И кивнем затем по кругу.

(наклоны влево-вправо)

Все идеи победили,

Вверх взметнулись наши руки.

(поднимают руки вверх- вниз)

Груз забот с себя стряхнули

И продолжим путь науки.

(встряхнули кистями рук)

Утром бабочка проснулась,

Улыбнулась, потянулась!

Раз – росой она умылась,

Два – изящно покружилась,

Три – нагнулась и присела,

На четыре – улетела.

Приложение 5. Комплекс упражнений гимнастики для глаз

(приложение к Санитарным правилам и нормам СанПиН 2.4.2.576-96 "Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждений»)

1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 3. Повторить 4-5 раз.

3. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4-5 раз.

50-70 см

Приложение 7. Родительское собрание «Компьютер в жизни ребёнка»

Цель:

Расширить представление родителей о пользе и вреде занятий детей за компьютером;

Ход собрания

I этап. Выступление учителя.

Уважаемые родители! Сегодня мы собрались обсудить тему «Компьютер в жизни ребёнка». Отличительной чертой времени, в котором мы живем, является стремительное проникновение информационных технологий во все сферы жизни; в школе и дома – компьютер сопутствует нашим детям. Современные дети способны с завидной легкостью овладеть навыками работы с различными электронными компьютерными новинками. Но нам нужно, чтобы «общение» с компьютером не навредило здоровью детей, чтобы наши дети не попали в зависимость от «компьютерного друга».

II этап. Обсуждение результатов анкетирования

(Предварительно проводится анкетирование учащихся класса, и подводятся результаты, представленные с помощью презентации.)

III этап. Работа по группам.

Родители делятся на две группы, одна группа выявляет все «плюсы» компьютера, другая - его «минусы». По окончании работы варианты групп заслушиваются и дополняются.

На основании работы в группах делается вывод, что, несомненно, компьютер - эффективное средство развития ребенка, но при этом очень важно, что находится внутри компьютера (т. е. какими программами пользуется ребёнок, какие страницы в Интернете он посещает, в какие компьютерные игры играет) и как ребёнок относится к вопросам организации рабочего места, распределения времени, использования несложных упражнений для снятия утомления и напряжения.

Памятка для родителей:

    Необходимо правильно организовать освещение компьютерного стола, солнечный свет не должен попадать на монитор, так как блики на экране способствуют утомлению глаз.

    Следить за чистотой экрана и настройками монитора (яркость, контрастность и т.д.).

    Подобрать стол (оптимально использование специального компьютерного стола с выдвижной доской для клавиатуры, позволяющего менять позу) и стул (желательно использование специального крутящегося стула с регулируемой высотой), чтобы ребёнок мог соблюдать оптимальное расстояние от экрана до глаз (50-70см) и взгляд был бы направлен в центр монитора.

    В процессе работы на компьютере необходимо следить за соблюдением правильной осанки.

    Оптимальная продолжительность непрерывных занятий с компьютером для учащихся начальной школы должна быть не более 15 минут, основной школы – 20 минут, старшей школы – 25-30 минут. По истечении этого времени необходимо прерывать «общение» с компьютером, делать мини-зарядку и гимнастику для глаз.

    В комнате, где стоит компьютер, нужно часто делать влажную уборку, вытирать пыль. Закончив работу за компьютером, желательно умыться холодной водой.

    Чтобы снизить нагрузку на психику, следует подбирать более спокойные игры (оптимальный вариант - развивающие, расширяющие кругозор игры), заострять внимание на возможностях компьютера (компьютер не только для игр и развлечений, использование текстовых и графических редакторов, электронных таблиц и других подобных программ приносит много пользы).

    Нужно постараться максимально оберегать психику ребенка от воздействия жестоких сцен в играх (если ребенок все же очень увлечен именно «стрелялками», нужно стараться отвлечь от таких игр, найдя другое интересное занятия, или хотя бы договорится о сокращении времени, проводимого за этими играми), в реальной действительности ребёнок должен быть востребован, он должен чувствовать свою значимость, ощущать любовь близких людей (если ребенок «уходит» в виртуальный мир, значит, ему чего-то не хватает в окружающей действительности). В жизни должно быть больше «живого» искреннего общения, нужно общаться, обращать внимание на то, чем он занимается и что его волнует.

V этап. Рефлексия.

    Что нового вы узнали на собрании?

    Какую информацию примите к сведению и возьмёте на вооружение?

    Какие вопросы в рамках этой темы вы хотели бы обсудить дополнительно?

выполнила Зеленкова Маргарита, ученица 8 класса

Звук является неотъемлемой частью нашей жизни. При помощи звуков мы общаемся, получаем информацию, учимся. Звук применяется во многих сферах деятельности: в охране, в работе служб спасения, в быту. Также, широко используется ультразвук, не слышимый человеческим ухом: в эхолокации, медицине, дефектоскопии (обнаружении трещин в трубах, корпусах и т.п.).

Многие слышали, что звук - это волна, а точнее это физическое явление волновой природы. Наука, которая изучает звук называется акустикой, название происходит от греческого слова «akuein», что означает «слышу».

К концу XVIII века появилось достаточно много работ учёных (музыкантов, математиков), исследовавших природу и свойства звуковых волн. Многие исследования касались математической стороны акустики, рассматривая колебания звука (Г. Галилей), скорость движения звука (М. Мерсенн), принципы движения волн (Х. Гюйгенс), механические колебания звука (И. Ньютон) и т.д.

  1. В первую очередь надо научить учащихся сомневаться в любом мнении, положении, утверждении.
  2. Далее, обучение видению проблем, по которым можно найти что-то новое, интересное для собственного познания. Необходимо показать учащимся такие утверждения из области информатики, математики и других наук, которые требуют доработки, уточнения, принятия или отторжения.
  3. Далее возникает необходимость проверить свои догадки, а это увязывается с возможностью проведения эксперимента, который требуется не только грамотно провести, но и оформить и обобщить полученные результаты, сделать правильные выводы, показать возможность использования их в своей учебе. Важным моментом такого подхода к постановке исследовательской работы среди учащихся является обучение их умению видеть проблемы, "слабые" и "сильные" ее места, возможно и пути их разрешения.

Существует несколько форм приобщения учащихся к исследовательской и научной работе. Это и конспектирование статей, написание рефератов, подборка литературы по определенному кругу вопросов и другое.

Мы считаем, что для формирования умений и навыков ведения исследовательской работы необходима система специальных заданий, выполнение которых приобщали бы учащихся к ведению такой работы. Возможно это становление некой “Творческой лаборатории учащегося и учителя”.

Мы понимаем, что вопросов объективного и субъективного характера, требующих разрешения на пути создания таких лабораторий, будет возникать очень много. Самый главный из них — это результативность всей работы. Возможны различные варианты: открытая защита творческих заданий, организация научно практических ученических семинаров и конференций, публикации и др.

Формы "приобщения" учеников к научно-исследовательской работе. Как научить ребенка проводить исследование?

Укажем на основные формы такой работы, с уверенность, что некоторые из них знакомы практикующему учителю.

  • Конспектирование статей. Конспектируются статьи из периодических изданий, когда возникает необходимость использования авторского текста при выполнении другого вида работ. Конспект излагается в том стиле, который устраивает обучаемого, но в специальной тетради для таких конспектов. Эти тетради периодически просматриваются преподавателем. В них учащиеся помещают выдержки из прорабатываемой литературы, цитаты, часто встречающиеся понятия и определения
  • Написание рефератов. Рефераты пишутся по темам, предложенным преподавателем или самостоятельно сформулированным учащимися. Тематика рефератов соответствует изучаемому в данный момент материалу. Допускается написание рефератов разными студентами по одной теме, при этом каждый из них работает над своей темой индивидуально. Взаимные консультации не исключаются. Рефераты оформляются на отдельных листах, первый из них является . Реферат является результатом работы с несколькими статьями. В отдельных разделах рефератов учащиеся высказывают свое мнение к рассматриваемому вопросу, анализируют используемые публикации, дают заключение и формулируют выводы (рекомендации). В конце работы дается список рассмотренной литературы. Наиболее ценным считается реферат, тему которого учащийся предложил самостоятельно.
  • Подготовка докладов . Работа над докладом требует длительной подготовки и его тема может быть увязана с некоторыми историческими событиями и фактами, носить познавательный характер, указывать на основные направления в обучении, связывать обучение информатики с другими науками, давать сравнительную характеристику различным системам обучения и т.д. Доклад могут готовить несколько учащихся для одного выступающего. Докладу предшествует работа по конспектированию статей, используемых в докладе.
  • Составление тезисов. Обучение составлению тезисов ведется после составления доклада. Это краткое изложение основных идей и важнейших вопросов доклада.
  • Подборка литературы. Данная форма работы требует от учащихся глубокого понимания темы, к которой подбирается литература. При этом список разбивается на основную и дополнительную литературу. Список составляется согласно требованиям библиографии. Даются необходимые пояснения целей привлечения той или иной публикации.
  • Составление отзывов. Отзыв на публикацию у обучающихся вызывает особый интерес. Первоначально предлагается одним учащимся составить положительный отзыв, другим — отрицательный по одной и той же публикации. Каждое мнение должно быть доказательным.
  • Тестирование. Первоначально разбираются готовые тесты. При этом выясняется назначения каждого пункта, включенного в тест. В дальнейшем учащимся предлагается разрабатывать тесты самостоятельно. Рассматриваются различные способы обработки результатов диагностики
  • Выполнение творческих заданий . Темы учащиеся подбирают самостоятельно или выбирают их из списка предложенного преподавателем. Выполнение творческих заданий позволяет учащимся проявить умение работать с литературой, проявлять исследовательская активность, вырабатывать умение работать над информацией по ее отбору, обработке и хранению.

В связи с тем, что сеть Интернет стала доступной в каждой школе, исследование и творчество можно связать с ней.

В качестве примера покажем один из моментов проведения творческой работы, организованной учителем после изучения редактора Word, в частности, после рассмотрения стандартных требований к документу Word.

Вместо надоевшего учащимися набора текста, предлагается следующий комплект заданий:

  • Задание 1. Выбрать одну из опубликованных ниже тем. Предложенные нами темы можно переформулировать, объединять несколько тем в одну или брать часть от некоторой темы. Свою тему согласовать с преподавателем для ее корректировки.
  • Задание 2 . В сети "Интернет" найдите не менее 5 различных публикаций по выбранной теме или по темам, близким к выбранной теме. Все найденные публикации скопировать в отдельные файлы, приведя эти документы в стандартный вид.
  • Задание 3 . На основе выбранных публикаций раскройте свою тему, добавив собственные суждения, а также выскажите согласие или не согласие с идеями, затронутыми в выбранных публикациях, укажите позитивные и негативные места публикаций. Объем работы — не менее 30 000 знаков, без пробелов.
  • Задание 4 . Творческую работу поместить в отдельный файл. Документ оформить согласно стандартным требованиям. Рисунки, схемы, таблицы пронумеровать. В творческую работу , автоматическую нумерацию страниц, колонтитулы, автоматическое оглавление (содержание), электронные адреса публикаций, их авторов и другие выходные данные публикаций (число страниц, издательство, год выхода публикации и др.)
  • Задание 5 . Все файлы собрать в отдельную папку, в названии которой включить свою фамилию и слова "Творческая работа".

Примерные темы работ

  1. Автоматизированные системы управления.
  2. Защита информации.
  3. Информационные процессы в неживой природе.
  4. Информационные системы.
  5. Информационные технологии в деятельности современного специалиста.
  6. Информационный бизнес.
  7. Информация и сознание.
  8. Информация и эволюция живой природы.
  9. Информация и энтропия.
  10. История развития информатики.
  11. Кибернетика — наука об управлении.
  12. Компьютерная революция: социальные перспективы и последствия.
  13. Материя, энергия и информация.
  14. Непрерывная и дискретная информация.
  15. Передача информации.
  16. Построение интеллектуальных систем.
  17. Правонарушения в сфере информационных технологий.
  18. Проблема измерения информации.
  19. Проблема информации в современной науке.
  20. Свойства информационных ресурсов.

Учащиеся, работая над выбранными темами, во-первых, совершенствует технологию отбора нужного материала, во-вторых, знакомясь с различными публикациями, вырабатывают для себя некоторые критерии установления соответствия найденных публикаций выбранной ими теме.

В данном разделе представлены наиболее интересные темы научно-исследовательских работ. Перечень составлен государственного рубрикатора научно-технической информации (ГРНТИ), который разработан Межведомственной комиссией по классификации и Научно-техническим центром «Ректор».

Данный раздел посвящен информационным технологиям (20.00.00 Информатика) и составлен на основе анализа научных публикаций исследователей в ведущих международных изданиях.

Раздел постоянно обновляется. Дата последнего обновления: 3.07.2017

Интересные темы для научно-исследовательской работы по информатике

Общие вопросы информатики 20.01.00

  • Вычислительные комплексы специального назначения.
  • Комбинированная оптимизация и её реализация.
  • Метод (алгоритм) шинглов.
  • Применение информационных технологий в различных сферах деятельности (образовании, горной промышлености, нефтепереработке и пр.).
  • Таксономия (Классификация) Флинна.
  • Эпоха «Smart». Проблемы, особенности, перспективы развития.
  • Web 4.0 (Web 3.0) в сравнении с предыдущими концепциями.

Организация информационной деятельности 20.15.00

  • Виртуальные предприятия. Организация управления виртуальным предприятием.
  • Виртуальные обучающие системы, тренажеры.
  • Искусственный интеллект. Модели, проектирование, разработка.
  • Применение современных моделей автоматизации (математическое моделирование, процессное моделирование, нейронные сети, метод графов и пр.).

Документальные источники информации 20.17.00

  • Системы документооборота на современных предприятиях.
  • Авторское право. Проблемы авторского права и способы его обеспечения.
  • Облачные сервисы.

Аналитико-синтетическая переработка документальных источников информации 20.19.00

  • Обработка информации с применением генетических алгоритмов, муравьиных алгоритмов, нейронных сетей, ориентированных и неориентированных графов.
  • Проектирование с применением диограмм процессов
  • Сортировка массивов. Разработка нового метода сортировки.
  • Способы анализа и структурирования массивов данных, методы.

Информационный поиск 20.23.00

  • Поиск данных, модели поиска данных
  • Алгоритмы, способы оптимизации поиска.
  • Базы данных. Построение оптимальной структуры базы данных.
  • Системы хранения информации.
  • Поиск на основе личных предпочтений пользователя.

Информационное обслуживание 20.51.00

  • Защита информации. Виды защиты информации (физические, программные, аппаратные, организационные, законодательные, психологические).

Технические средства обеспечения информационных процессов 20.53.00

  • Проектирование, оптимизация сервера базы данных в условиях специализированного предприятия.
  • Распределенная разделяемая память (DSM).
  • Спутниковые системы и технологии. GPRS, Глонасс, Галилео и пр.


 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!