Социальные сети как уникальный образовательный ресурс. Социальные сети в образовании: инструкция к использованию

В статье раскрываются наиболее общие основания применения социальных сетей в образовательных целях. Основным преимуществом социальных сетей автор видит то, что они могут существенно расширить возможности для встречи познающего (ученого, старшеклассника, студента и т.д.) со знанием.

Памяти профессора А. Я. Райбекаса

Использование социальных сетей в образовательных и научных целях обусловлено исторически. Как известно, всемирно известный ресурс Facebook появился как академическая социальная сеть. Первоначально веб-сайт был доступен только для студентов Гарвардского университета, затем регистрация была открыта для других университетов Бостона, а позднее и для студентов любых учебных учреждений США, имеющих электронный адрес в домене.edu. Т.е. студенты заходили на Facebook с учебных компьютеров и использовали для этого свой образовательный электронный адрес (тот же, на который приходили сообщения о расписании занятий, академических планах и задолженностях, учебные материалы и т.д.). И только начиная с сентября 2006 года (т.е. через 2,5 года после открытия), сайт стал доступен для всех пользователей Интернета в возрасте от 13 лет, имеющих адрес электронной почты. Точно так же американские ученые были одними из первых пользователей социальной сети Twitter. В течение первого года существования в ней преобладали сообщения о научных конференциях, симпозиумах, ссылки на научные работы и т.п. Использование социальной сети в образовательных целях, таким образом, воспринимается американскими студентами, преподавателями, исследователями как очевидная и неотъемлемая ее функция.

В России же первыми пользователями социальных сетей стали офисные работники с доступом в интернет на рабочих компьютерах (именно этим объясняется первоначальный успех социальной сети Одноклассники, в которой пользователи видели возможность отвлечься от повседневных должностных обязанностей). Следующим поколением пользователей социальных сетей стала молодежь с доступом в интернет на домашнем компьютере. Так как в России появление компьютеров носило резкий, скачкообразный характер, то наиболее продвинутыми их пользователями стали представители молодого поколения. Именно они оказались также основными потребителями функционала и интерфейса, предложенного социальной сетью ВКонтакте. Привязка к вузу в этой социальной сети до сих пор носит лишь условный характер, т.е. большинство зарегистрировавшихся ВКонтакте практически не используют этот ресурс в образовательных и, тем более, научных целях.

Именно благодаря вышеописанным факторам западные исследователи, в отличие от российских, видят в социальных сетях механизм развития науки и образования.Более того, в последнее время на Западе использование Твиттера, например, рассматривается как «актуальный тренд в научном дискурсе, журнальных клубах и обмене научной информацией» 1 , а применению Facebook в учебных и неучебных целях в образовательной среде современных вузов посвящаются десятки научных публикаций.

Рассматривая социальные сети как образовательный инструмент, западные исследователи проходят путь от описания простейших возможностей в поиске информации и обмене знаниями до конструирования уникальных познавательных механизмов (например, приложений для социальных сетей и смартфонов).

Так, британский исследователь Диана Истмен в 2010 году сделала обзор и дифференциацию блогов и социальных сетей (технические, ресурсные, институциональные блоги и блоги гуру) с точки зрения их полезности при изучении английского языка 2 . К сожалению, исследование Д. Истмен носит обзорный характер и не содержит дидактических рекомендаций и описания методик преподавания английского языка с использованием блогов. Ее коллега Ники Хокли описывает цифровое поколение в контексте разделения на цифровых туземцев (те, кто живет в цифровой эре столько, сколько себя помнит) и цифровых иммигрантов (те, кто столкнулся с цифровыми технологиями уже в сознательном возрасте) 3 , а также возможности приобретения ими базовых навыков, необходимых в XXI веке, таких как творчество и инновационная компетентность, коммуникации и сотрудничество, исследование и свободное владение информацией, критическое мышление, способность к разрешению проблем и продуцированию решений, цифровое гражданство, понимание технологических операций и концепций. Хокли делает вывод о том, что современный учитель должен соответствовать вызовам цифровой эры, но она не приводит в работе ни механизма адаптации, ни конкретных педагогических рекомендаций 4 .

Шэннон Б. Риналдо, Сьюзан Тапп и Дебра А. Лаверье из Техасского технологического университета рассмотрели Твиттер как инструмент развития знания и карьерных навыков для студентов и провели социологический эксперимент с использованием Твиттера в курсе по маркетингу. Исследователи предполагали в ходе эксперимента «увеличить взаимодействие между преподавателем и студентами и расширить доступ к информации, связанной с материалом курса» 5 . Тем не менее, авторы исследования не показали преимуществ Твиттера перед другими социальными сетями при использовании в образовании, не смогли связать использование Твиттера с академическим результатом студентов, прослушавших этот курс. Наиболее явным и доказанным фактом в исследовании является то, что использование Твиттера приводит к увеличению социальной вовлеченности курса. Например, и преподаватель, и студенты, и исследователи «были удивлены, когда бренды, торговые группы и маркетологи начали фолловить (добавлять в свою ленту) преподавателя после упоминания об их бренде или продукте» 6 .

Преподаватели журналистики в университете Окленда (Новая Зеландия) в своем исследовании возможности внедрения социальных медиа в учебный план по специальности «журналистика» выявили для этого два наиболее подходящих с их точки зрения направления 7 . Первый - это интегрировать социальные сети в сам учебный процесс, т.е. когда сообщения в социальных сетях сопровождают работу лекций, семинаров и мастерских. Второй путь - непосредственные практические задания в области социальных медиа (ведение блога, развитие общественных связей в социальных медиа и т.д.) не в рамках основного учебного процесса, а во время прохождения стажировок, работы над курсовыми и дипломными проектами и т.д.

В университете Кейптауна (ЮАР) задумались над внедрением инструментов социальных медиа в качестве сопровождения образовательного процесса, проводя широкий анализ литературы по исследуемому вопросу и приводя в пример создание сообществ, хэштегов курсов и даже разработку специальных академических приложений для социальных сетей, акцентируя свое внимание, прежде всего, на взаимодействии лектора и студентов: «Facebook может быть воспринят как общая область, не управляемая ни студентами, ни их лекторами, и таким образом разрушающая традиционную иерархию власти между студентом и преподавателем» 8 . Тем не менее, авторы исследования приводят и ряд препятствий в использовании социальных сетей в академических целях, в т.ч. технологические (неразвитость 3g-интернета, отсутствие во многих образовательных учреждениях Wi-Fi, пока недостаточная распространенность среди студентов современных смартфонов), административные (сопротивление управленцев в образовании его открытости и т.п.), методические (необходимость адаптации курсов) и др. При этом исследователи не видят альтернатив социальным сетям в образовании, в частности в вопросах «создания культуры чтения, и способствовании развитию навыков, связанных с критическим мышлением и взглядами» 9 .

Вольфганг Рейнгардт, Стив Уилер и Мартин Эбнер ссылаются на успешный опыт использования социальной сети Твиттер в изучении английского языка как иностранного китайскими студентами в университете Шанхая (выводы, подтвержденные академическими результатами), основного курса истории в Техасском университете Далласа, использование интеграторов сообщений с разных социальных сетей о различных курсах в Университете прикладных наук (Австрия). Исследователи приводят ряд методических рекомендаций, которые, в общем, сводятся к пониманию типа коммуникации в социальных сетях, его недостатков и использованию его преимуществ (дружелюбная атмосфера общения, возможность шире взглянуть на какую-либо проблему или событие: с использованием хэштегов, возможность обратиться к материалу 24 часа в сутки и 7 дней в неделю и т.д.) 10 . Также традиционно для обзоров образовательных технологий в социальных сетях приводятся возможности для расширения социальной составляющей университетских курсов, взаимодействия лектора и студентов, удобства сопровождения образовательных событий, таких как конференции, семинары и т.д.

Британские исследователи Клэр Мейдж, Джулиа Мик, Джейн Уилленс и Тристам Хули, анализируя поведение первокурсников в социальной сети в ходе масштабного проекта, в который было вовлечено более 10 000 участников, пришли к выводам, о том, что «Facebook использовался прежде всего по социальным причинам, а не в контексте формальных образовательных целей» 11 . Более того, авторы исследования утверждают, что социальные сети, наоборот, отвлекают студентов от выполнения образовательных заданий.

Если обобщить результаты этих, а также ряда других исследований 12 в области влияния социальных сетей на образовательный процесс, то можно говорить о том, что большинство ученых разделяет представление о социальных медиа как возможном образовательном инструменте, эффективность которого зависит от конфигурации различных функций сетей, применяемых к решению учебных задач. Так как исследования образовательных возможностей социальных сетей обладают высокой прикладной значимостью, становится актуальным вопрос о их применимости как образовательных инструментов на практике. Как мы смогли убедиться, анализируя исследования по влиянию социальных сетей на образовательный процесс, экспериментальные работы в этой области находятся сейчас на первой стадии, так что можно говорить лишь об их предварительных результатах. Пока нет законченных, осмысленных case study в этой сфере. На данный момент не существует описания какой-либо эффективной модели продолжения образовательного процесса в социальных сетях, четких методик и педагогических рекомендаций с возможностью их тиражирования в других учебных заведениях. Но именно в этом направлении движется большинство западных исследователей проблемы.

Тем не менее, существует возможность взглянуть на эту проблему и с другой стороны. Например, если рассматривать социальные сети не как часть образовательного процесса, обсуждая различные варианты увеличения интенсивности обучения, а как способ выхода за рамки аудиторий и привычных методик и потенциал расширения образовательного пространства до пределов обыденной жизни человека.

Раскрывая возможности расширения образовательного пространства, современная наука вводит понятие образовательной среды - университета, школы, тренинга и т.д. Образовательная среда - это совокупность исторически сложившихся факторов, обстоятельств, ситуаций, которые либо способствуют, либо, наоборот, препятствуют достижению образовательных задач. Образовательная среда оценивается западными учеными в терминах «эффективности школы» как социальной системы -- эмоционального климата, личностного благополучия, особенностей микрокультуры, качества воспитательно-образовательного процесса 13 . Отечественные ученые, когда говорят об образовательной среде, обычно стереотипически воспроизводят пример Царскосельского лицея, выпускником которого был А. С. Пушкин, а также целая плеяда блистательно образованных людей своего времени, проявивших себя в разных областях деятельности. Наиболее ярким современным примером является Гарвардский университет, образовательная среда которого взрастила наибольшее количество долларовых миллиардеров 14 , и в рамках которой, кстати, появилась крупнейшая мировая социальная сеть - Facebook.

Информационная революция снизила значение пространственно-семантических (архитектура здания и дизайн интерьеров, пространственная структура учебных и рекреационных помещений) и содержательно-методических компонентов (образовательные и учебные программы, учебный план, учебники и учебные пособия, форма организации занятий и др.) в формировании образовательной среды. В современном образовательном процессе ведущую роль играют коммуникативно-организационные (стиль общения и преподавания, пространственная и социальная плотность среди субъектов образования, степень скученности, особенности управленческой культуры, наличие творческих объединений преподавателей, инициативных групп и др.) и символические (прежде всего, ценности, транслируемые образовательным центром и разделяемые участниками образовательного процесса, например, для Массачусетского технологического института - предпринимательская активность) факторы 15 .

Образование все больше происходит не в аудитории, где профессор читает определенную лекцию, а после аудиторных занятий или даже параллельно, например, в Твиттер-ленте или на стене образовательного сообщества на VK.com. Если ранее, говоря об образовательной среде, имели в виду совокупность факторов реальной действительности - от лужаек в кампусе до обучения по конкретным образовательным программам, то в ближайшем будущем речь будет идти о виртуальных образовательных средах, где и начнет происходить встреча познающего со знанием. Событие встречи подразумевает одновременное присутствие в каком-либо пространстве, совпадение пространственно-временного континуума. Именно представления о том, что социальные сети обладают иными пространственно-временными характеристиками 16 , чем реальная действительность, а также явное доминирование социальных сетей в структуре коммуникации у современной молодежи наталкивает нас на мысль о необходимости формирования виртуальных образовательных сред с использованием функционала социальных сетей.

Участникам образовательного процесса необходимо думать над тем, как повысить насыщенность коммуникации знанием настолько, чтобы бытие в социальных сетях не отдаляло человека различным информационным шумом от познания, т.е. целенаправленной деятельности по получению нового знания. И именно решение этой задачи будет являться методологической базой для снятия проблемы формирования конкретных методических рекомендаций по внедрению социальных медиа в образовательный процесс.

Современные исследования в области влияния социальных сетей на образовательный процесс и возможного их использования в нем идут в направлении разработки конкретных методических рекомендаций. Восприятие социальных сетей как принципиально иного способа познания, основанного на выводах об уникальной форме бытия в социальных медиа, наталкивает нас на мысль о возможности их рассмотрения в более широком контексте - прежде всего, как новой среды для научного поиска и образовательного процесса, обладающей рядом преимуществ перед оффлайн-средой. Социальные сети позволяют распространить образовательную среду на повседневную жизнь студентов и школьников, т.е. существенно расширить образовательный процесс в пространстве и во времени.

На современном этапе наблюдается всестороннее массовое внедрение информационных технологий во все сферы образования. Ведущей целью информатизации системы образования является превращение современных информационных ресурсов и информационно-коммуникационных технологий в ресурс образовательного процесса, обеспечивающий формирование качественно новых результатов образования. Появление информационно-коммуникационных технологий не могло не повлиять на изменение стратегии управления образовательным учреждением. Это означает, что необходимы организационные изменения по всем направлениям деятельности образовательного учреждения, обеспечивающие введение современных технологий в систему учебной, воспитательной, методической и управленческой деятельности, формирование информационной образовательной среды учреждения.

Социальные сети в Интернете продолжают находиться на пике популярности. Открываются новые возможности для их использования: они входят во многие сферы бизнеса и становятся его неотъемлемой частью. По данным опроса «Сервиса онлайн-опросов «Глас Рунета», в котором приняли участие более 2000 активных пользователей Рунета, в том числе 86% проживающих в России и 14% за рубежом, большинство (66%) опрошенных знают о существовании в Интернете социальных сетей и пользуются их возможностями. Среди тех, кто знает о существовании социальных сетей, лишь 10% не пользуются ими . Особенно активно возможности социальных сетей использует молодежь в возрасте от 16 лет. По данным холдинга Ромир, самыми известными социальными сетями в России являются "Одноклассники", "В контакте", "Мой мир", причем "В контакте" отличается более молодой аудиторией: доля респондентов от 18 до 24 лет в этой сети составляет 85%. «В контакте" является лидером по активности посещения проекта: 45% зарегистрированных на этом портале пользователей посещают его ежедневно, а 70% - чаще одного раза в день; Каждый третий участник "В контакте" тратит на одно посещение более получаса своего времени . Исходя из представленных данных, логично предположить, что "В контакте" является самым популярным социальным ресурсом для молодой аудитории.

В последнее время исследователи стараются найти новые сферы применения социальных сетей в различных направлениях деятельности человека, максимально используя все возможности данного объекта информационных технологий.

В последнее время стали появляться образовательные и научные социальные сети. Социальная сеть Facebook уже давно признается одним из наиболее популярных инструментов (программного обеспечения) обучения и развития. Американской социальной сетью Facebook пользуются около 800 миллионов людей. Facebook позволяет преподавателям университетов создавать курсы для студентов, организации могут создать закрытую корпоративную сеть сотрудников на платформе Facebook: работники одной компании могут находиться на постоянной связи с коллегами из разных филиалов, публиковать новости своей организации и т. д. Примерно по тому же принципу работает MySpace.

Специалисты по организации конференций компаний Adobe и Cisco нашли инструмент социальных сетей очень удобным для участников конференций.

Также замечено, что людям нравится изучать иностранные языки, используя средства Интернета. На данный момент в Интернете существуют несколько социальный сетей, предназначенных для изучения иностранных языков. Регистрирующийся на этих сайтах пользователь изучает иностранный язык, взаимодействуя с другим пользователем-носителем этого языка, в ответ, обучая его своему родному языку.

Ценность социальных сетей для обучения и развития еще недостаточно оценена: многие методисты скептически относятся к возможности использования данного объекта информационных технологий как педагогического средства обучения, так как традиционно социальные сети рассматриваются как среда для проведения свободного времени, развлечения. Однако в педагогической деятельности возможности социальных сетей можно использовать для решения самых различных задач: в социальных сетях можно эффективно организовать коллективную работу распределенной учебной группы, долгосрочную проектную деятельность, международные обмены, в том числе научно-образовательные, мобильное непрерывное образование и самообразование, сетевую работу людей, находящихся в разных странах, на разных континентах земли.

Анализируя зарубежный опыт использования социальных сетей в образовании, можно выделить следующие аргументы в пользу их применения:

1. Это модно. Почти каждый студент знаком с «Facebook», и большинство рады, что могут использовать этот сайт для обучения.

2. Это бесплатно. Многие школы и вузы вынуждены покупать специальное программное обеспечение и содержать сервера для хранения цифровых данных и организации коммуникации в сети. Социальные сети все это предоставляют бесплатно.

3. Студенты вовлечены в социальные сети больше, чем в какие-либо другие веб-ресурсы. Многие преподаватели знакомы и используют различные системы управления обучением, но студенты, как правило, появляются в них редко, лишь по необходимости, в то время как в социальных сетях они бывают по несколько раз в день.

7. Совместная работа с интересными веб-ресурсами становиться еще более удобной. Через социальную сеть студенты и преподаватели могут обмениваться и обсуждать интересные находки в сети.

8. Благодаря опыту использования социальной сети для решения образовательных и исследовательских задач, представление студентов об этом инструменте, как исключительно развлекательном и неформальном, расширяется до понимания его мощных возможностей применения в профессиональной деятельности.

10. Возможность постоянного взаимодействия студентов и преподавателей в сети в удобное для них время обеспечивает непрерывность учебного процесса. Если в аудитории мы встречаемся не чаще одного раза в неделю, то в социальной сети это может происходить каждый день. Появляется возможность более детального планирования учебной и исследовательской работы студентов.

13. В образовательный процесс могут быть вовлечены и родители.

15. Экономия бумаги.

16. Некоторые учителя обнаружили, что при использовании социальных сетей в учебном процессе студенты менее склонны использовать их неуместно в учебное время.

17. Застенчивые студенты, обычно не проявляющие себя на аудиторных занятиях, в социальных сетях чувствуют себя более комфортно и становятся более активными участниками учебного процесса.

18. Техническое обеспечение учебных аудиторий не всегда позволяет преподавателю и студентам демонстрировать на занятиях наглядные материалы в цифровом формате.

19. Дискуссии и обсуждения, начавшиеся на очном занятии, могут быть продолжены в социальной сети.

21. Технология Wiki позволяет всем участникам сети создавать сетевой учебный контент.

Применение в виртуальных учебных группах технологий форумов и вики позволяет всем участникам самостоятельно или совместно создавать сетевой учебный контент, что стимулирует самостоятельную познавательную деятельность. Возможность совмещения индивидуальных и групповых форм работы способствует большей степени понимания и усвоения материала, а также выстраиванию индивидуальных образовательных траекторий. Общее для всех участников учебного процесса коммуникативное пространство дает возможность коллективной оценки процессов и результатов работы, наблюдения за развитием каждого участника и оценки его вклада в коллективное творчество. Высокий уровень взаимодействия обеспечивает непрерывность учебного процесса, выходящего за рамки занятий.

Понятность идеологии и интерфейса социальных сетей большей части Интернет-аудитории позволяет сэкономить время, минуя этап адаптации учащихся к новому коммуникативному пространству. Мультимедийность коммуникативного пространства предельно облегчает загрузку и просмотр в виртуальной учебной группе видео- и аудио-материалов, интерактивных приложений.

Кроме того, социальные сети могут использоваться для поддержания отношений между участниками конференций, семинаров, летних школ, что позволит не только улучшить эмоциональный климат группы, но и повысить качество проводимых мероприятий путем обмена идеями и замечаниями.

Использование социальных сетей в учебно-воспитательном процессе способствует обмену информацией, повышает мотивацию учащихся в учебной деятельности, стимулирует развитие творческих способностей и познавательный интерес. Все эти факторы положительно влияют на формирование знаний и умений. Не стоит забывать и о таком важном моменте образовательного процесса, как связь учителя и родителей. В условиях современного жизненного ритма родители не всегда имеют возможность быть в курсе всех событий школьной жизни ребенка. Использование сетевого пространства позволит не потерять связь учителя с родителями. Социальные сети дают возможность непосредственного участия в образовательном процессе, в управлении, в оценке качества образования, в обсуждении и создании проектов, концепций, которые определяют стратегию развития образования в стране.

Существует ряд проблем, связанных с использованием социальной сети в образовательном процессе. Например, отсутствие сетевого этикета участников, невысокий уровень мотивации и ИКТ-компетенций преподавателя, высокая степень трудозатрат по организации и поддержке учебного процесса для преподавателя, частое отсутствие открытого доступа к социальным сетям из учебных аудиторий. Кроме того, преподаватель должен интуитивно чувствовать обучаемую аудиторию и целесообразно подбирать под нее учебную площадку и инструменты.

Для решения названных проблем нужно создавать условия для повышения ИКТ-квалификации преподавателей, осуществлять материальное и моральное поощрение педагогов, активно использующих новые технологии, разрабатывать эффективные методики применения социальных сетей в образовательном пространстве. Партнерское сотрудничество педагогического сообщества с разработчиками социальных медиа и законодательное регулирование этой сферы может обеспечить условия для принятия конструктивных решений проблемы информационной безопасности виртуальных сетей.

На современном этапе наблюдается всестороннее массовое внедрение информационных технологий во все сферы образования. Ведущей целью информатизации системы образования является превращение современных информационных ресурсов и информационно-коммуникационных технологий в ресурс образовательного процесса, обеспечивающий формирование качественно новых результатов образования. Появление информационно-коммуникационных технологий не могло не повлиять на изменение стратегии управления образовательным учреждением. Это означает, что необходимы организационные изменения по всем направлениям деятельности образовательного учреждения, обеспечивающие введение современных технологий в систему учебной, воспитательной, методической и управленческой деятельности, формирование информационной образовательной среды учреждения.

Социальные сети в Интернете продолжают находиться на пике популярности. Открываются новые возможности для их использования: они входят во многие сферы бизнеса и становятся его неотъемлемой частью. По данным опроса «Сервиса онлайн-опросов «Глас Рунета», в котором приняли участие более 2000 активных пользователей Рунета, в том числе 86% проживающих в России и 14% за рубежом, большинство (66%) опрошенных знают о существовании в Интернете социальных сетей и пользуются их возможностями. Среди тех, кто знает о существовании социальных сетей, лишь 10% не пользуются ими . Особенно активно возможности социальных сетей использует молодежь в возрасте от 16 лет. По данным холдинга Ромир, самыми известными социальными сетями в России являются "Одноклассники", "В контакте", "Мой мир", причем "В контакте" отличается более молодой аудиторией: доля респондентов от 18 до 24 лет в этой сети составляет 85%. «В контакте" является лидером по активности посещения проекта: 45% зарегистрированных на этом портале пользователей посещают его ежедневно, а 70% – чаще одного раза в день; Каждый третий участник "В контакте" тратит на одно посещение более получаса своего времени . Исходя из представленных данных, логично предположить, что "В контакте" является самым популярным социальным ресурсом для молодой аудитории.

В последнее время исследователи стараются найти новые сферы применения социальных сетей в различных направлениях деятельности человека, максимально используя все возможности данного объекта информационных технологий.

В последнее время стали появляться образовательные и научные социальные сети. Социальная сеть Facebook уже давно признается одним из наиболее популярных инструментов (программного обеспечения) обучения и развития. Американской социальной сетью Facebook пользуются около 800 миллионов людей. Facebook позволяет преподавателям университетов создавать курсы для студентов, организации могут создать закрытую корпоративную сеть сотрудников на платформе Facebook: работники одной компании могут находиться на постоянной связи с коллегами из разных филиалов, публиковать новости своей организации и т. д. Примерно по тому же принципу работает MySpace.



Специалисты по организации конференций компаний Adobe и Cisco нашли инструмент социальных сетей очень удобным для участников конференций.

Также замечено, что людям нравится изучать иностранные языки, используя средства Интернета. На данный момент в Интернете существуют несколько социальный сетей, предназначенных для изучения иностранных языков. Регистрирующийся на этих сайтах пользователь изучает иностранный язык, взаимодействуя с другим пользователем-носителем этого языка, в ответ, обучая его своему родному языку.

Ценность социальных сетей для обучения и развития еще недостаточно оценена: многие методисты скептически относятся к возможности использования данного объекта информационных технологий как педагогического средства обучения, так как традиционно социальные сети рассматриваются как среда для проведения свободного времени, развлечения. Однако в педагогической деятельности возможности социальных сетей можно использовать для решения самых различных задач: в социальных сетях можно эффективно организовать коллективную работу распределенной учебной группы, долгосрочную проектную деятельность, международные обмены, в том числе научно-образовательные, мобильное непрерывное образование и самообразование, сетевую работу людей, находящихся в разных странах, на разных континентах земли.



Анализируя зарубежный опыт использования социальных сетей в образовании, можно выделить следующие аргументы в пользу их применения:

1. Это модно. Почти каждый студент знаком с «Facebook», и большинство рады, что могут использовать этот сайт для обучения.

2. Это бесплатно. Многие школы и вузы вынуждены покупать специальное программное обеспечение и содержать сервера для хранения цифровых данных и организации коммуникации в сети. Социальные сети все это предоставляют бесплатно.

3. Студенты вовлечены в социальные сети больше, чем в какие-либо другие веб-ресурсы. Многие преподаватели знакомы и используют различные системы управления обучением, но студенты, как правило, появляются в них редко, лишь по необходимости, в то время как в социальных сетях они бывают по несколько раз в день.

7. Совместная работа с интересными веб-ресурсами становиться еще более удобной. Через социальную сеть студенты и преподаватели могут обмениваться и обсуждать интересные находки в сети.

8. Благодаря опыту использования социальной сети для решения образовательных и исследовательских задач, представление студентов об этом инструменте, как исключительно развлекательном и неформальном, расширяется до понимания его мощных возможностей применения в профессиональной деятельности.

10. Возможность постоянного взаимодействия студентов и преподавателей в сети в удобное для них время обеспечивает непрерывность учебного процесса. Если в аудитории мы встречаемся не чаще одного раза в неделю, то в социальной сети это может происходить каждый день. Появляется возможность более детального планирования учебной и исследовательской работы студентов.

13. В образовательный процесс могут быть вовлечены и родители.

15. Экономия бумаги.

16. Некоторые учителя обнаружили, что при использовании социальных сетей в учебном процессе студенты менее склонны использовать их неуместно в учебное время.

17. Застенчивые студенты, обычно не проявляющие себя на аудиторных занятиях, в социальных сетях чувствуют себя более комфортно и становятся более активными участниками учебного процесса.

18. Техническое обеспечение учебных аудиторий не всегда позволяет преподавателю и студентам демонстрировать на занятиях наглядные материалы в цифровом формате.

19. Дискуссии и обсуждения, начавшиеся на очном занятии, могут быть продолжены в социальной сети.

21. Технология Wiki позволяет всем участникам сети создавать сетевой учебный контент.

Применение в виртуальных учебных группах технологий форумов и вики позволяет всем участникам самостоятельно или совместно создавать сетевой учебный контент, что стимулирует самостоятельную познавательную деятельность. Возможность совмещения индивидуальных и групповых форм работы способствует большей степени понимания и усвоения материала, а также выстраиванию индивидуальных образовательных траекторий. Общее для всех участников учебного процесса коммуникативное пространство дает возможность коллективной оценки процессов и результатов работы, наблюдения за развитием каждого участника и оценки его вклада в коллективное творчество. Высокий уровень взаимодействия обеспечивает непрерывность учебного процесса, выходящего за рамки занятий.

Понятность идеологии и интерфейса социальных сетей большей части Интернет-аудитории позволяет сэкономить время, минуя этап адаптации учащихся к новому коммуникативному пространству. Мультимедийность коммуникативного пространства предельно облегчает загрузку и просмотр в виртуальной учебной группе видео- и аудио-материалов, интерактивных приложений.

Кроме того, социальные сети могут использоваться для поддержания отношений между участниками конференций, семинаров, летних школ, что позволит не только улучшить эмоциональный климат группы, но и повысить качество проводимых мероприятий путем обмена идеями и замечаниями.

Использование социальных сетей в учебно-воспитательном процессе способствует обмену информацией, повышает мотивацию учащихся в учебной деятельности, стимулирует развитие творческих способностей и познавательный интерес. Все эти факторы положительно влияют на формирование знаний и умений. Не стоит забывать и о таком важном моменте образовательного процесса, как связь учителя и родителей. В условиях современного жизненного ритма родители не всегда имеют возможность быть в курсе всех событий школьной жизни ребенка. Использование сетевого пространства позволит не потерять связь учителя с родителями. Социальные сети дают возможность непосредственного участия в образовательном процессе, в управлении, в оценке качества образования, в обсуждении и создании проектов, концепций, которые определяют стратегию развития образования в стране.

Существует ряд проблем, связанных с использованием социальной сети в образовательном процессе. Например, отсутствие сетевого этикета участников, невысокий уровень мотивации и ИКТ-компетенций преподавателя, высокая степень трудозатрат по организации и поддержке учебного процесса для преподавателя, частое отсутствие открытого доступа к социальным сетям из учебных аудиторий. Кроме того, преподаватель должен интуитивно чувствовать обучаемую аудиторию и целесообразно подбирать под нее учебную площадку и инструменты.

Для решения названных проблем нужно создавать условия для повышения ИКТ-квалификации преподавателей, осуществлять материальное и моральное поощрение педагогов, активно использующих новые технологии, разрабатывать эффективные методики применения социальных сетей в образовательном пространстве. Партнерское сотрудничество педагогического сообщества с разработчиками социальных медиа и законодательное регулирование этой сферы может обеспечить условия для принятия конструктивных решений проблемы информационной безопасности виртуальных сетей.


Глава II. МЕТОДИКА СОЗДАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ГРУППЫ В СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ «ВКОНТАКТЕ»

2.1. Создание группы «Виртуальная педагогическая практика» в «ВКонтакте»

Группа в «ВКонтакте» – это сообщество людей с общими интересами.

ШАГ 1. СОЗДАНИЕ ГРУППЫ «ВИРТУАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА».

Рис.1. Главная страница пользователя.

Рис.2. Блок «ВКонтакте».

Рис.3. Страница списка групп пользователя.

Выйдет окно «Создание нового сообщества». В строке «Название» вводится предполагаемое название группы. В списке «Вид сообщества» надо выбрать «Группа», после чего нажать на кнопку «Создать сообщество».

Рис.4. Окно «Создание нового сообщества».

Затем откроется страница, в которой вводится основная информация группы: название, адрес, описание, тематика, местоположение. После чего необходимо нажать на кнопку «Сохранить».

Рис.5. Страница «Основная информация группы».

Рис.6. Страница группы «Виртуальная педагогическая практика».


Фотография группы должна отображать тему группы. Чтобы фотографию загрузить, на правой верхней стороне страницы надо щелкнуть на ссылку «Загрузить фотографию»:

Рис.7. Блок «Фотография группы».

После чего выходит диалоговое окно, где надо нажать на кнопку «Выбрать файл» и подобрать подходящую фотографию.

Затем можно выбрать область фотографии, которая будет выводится на странице группы.

Рис.9. Окно «Фотография на странице сообщества».

Чтобы перейти к следующему этапу загрузки фотографии «Выбор миниатюры», надо щелкнуть по кнопке «Сохранить и продолжить».

Рис.10. Окно «Выбор миниатюры».

Завершается процесс загрузки фотографии группы нажатием кнопки «Сохранить изменения».

Итак, на стене группы появится первая запись.

Рис.11. Страница группы «Виртуальная педагогическая практика».

ШАГ 3. ДОБАВЛЕНИЕ УЧАСТНИКОВ ГРУППЫ.

Участники группы – это пользователи «ВКонтакте», которые могут просматривать видеозаписи, аудиозаписи, документы, ссылки и другие новости группы.

Администратор может добавить в качестве участников группы только своих друзей.

Рис.12. Страница группы «Виртуальная педагогическая практика».

После чего откроется окно «Приглашение друзей». В правой части данного окна напротив каждого аккаунта имеются ссылки «Выслать приглашение», нажимая на которые высылаются приглашения вступить в группу.

Рис.13. Окно «Приглашение друзей».

После приглашения друга в группу, появится ссылка «Отменить приглашение», с помощью которой возможно отменить выше проделанную операцию.

Рис.14. Окно «Приглашение друзей».

Так как искать друзей без поисковой строки крайне неудобно, можно перейти к полному списку друзей при помощи ссылки «Пригласить друзей из полного списка».

Рис.15. Окно «Приглашение друзей».

Перейдя по ссылке «Пригласить друзей из полного списка», откроется страница со всеми друзьями пользователя. В данной странице удобно искать интересующего человека, введя его имя в поисковую строку, и пригласить друга в группу.

Рис.16. Страница с полным списком друзей пользователя.

Рис.17. Страница с полным списком друзей пользователя.

ШАГ 4. ДОБАВЛЕНИЕ ССЫЛОК.

После этого откроется страница добавления ссылки.

Рис.19. Страница ссылок группы.

Рис.20. Страница добавления ссылок.

После проделанной операции пользователь перейдет на страницу с добавленной ссылкой, которая будет выглядеть следующим образом:


ШАГ 5. ДОБАВЛЕНИЕ ВИДЕОЗАПИСЕЙ.

Для того чтобы добавить видеозаписи в группу, нужно в блоке «Видеозаписи» перейти по ссылке «Добавить».

Рис.23. Блок «Видеозаписи».

После чего откроется диалоговое окно «Новое видео». Первый способ добавления видеоролика – это добавление с компьютера пользователя. Для этого необходимо нажать на кнопку «Добавить видеоролик», затем прописать название и описание данной видеозаписи. Далее надо нажать на кнопку «Загрузить видео».

Рис.24. Диалоговое окно «Новое видео».

После нажатия кнопки «Загрузить видео» откроется новое диалоговое окно, в котором нужно щелкнуть на кнопку «Выбрать файл».

Рис.25. Диалоговое окно «Новое видео».

Затем откроется окно загрузки файла, его остается только выбрать из нужной папки ПК пользователя.

Рис.26. Окно «Открыть»

Рис.27. Диалоговое окно «Новое видео».

Рис.28. Диалоговое окно «Новое видео».

3 способ – добавление из списка видеозаписей пользователя или поиска.

Рис.29. Диалоговое окно «Новое видео».

Для того чтобы найти нужный видеоролик, надо прописать его название в поисковой строке. После того как видеозапись нашлась, нужно щелкнуть на нее и видео появится в списке видеороликов.

Рис.30. Окно «Прикрепление видеозаписи».

Рис.31. Блок «Видеозаписи».


Теперь можно приступить к загрузке документов.

Это возможно сделать следующим образом: в правом нижнем углу найти блок «Документы», затем перейти по ссылке «Добавить».

Рис.32. Блок «Документы».

Или открыть блок «Документы», после чего можно перейти к загрузке файлов при помощи кнопки «Добавить документ» рядом с поисковой строкой, иначе с помощью ссылки «Загрузить документ» на основной странице.

Рис.33. Страница документов группы.

После нажатия кнопки «Выбрать файл» выйдет диалоговое окно. На следующем шаге происходит обычная процедура загрузки файла в социальную сеть.

Рис.35. Выбор документа из ПК пользователя.

После загрузки файла выйдет окно «Загрузка документа», в котором надо прописать название, тип и метки документа, с помощью которых легко найти его среди других документов.

Страница с документами преобразуется следующим образом:

Рис.37. Страница документов группы


ШАГ 7. ДОБАВЛЕНИЕ ТЕМ ОБСУЖДЕНИЙ.

Чтобы добавить тему для обсуждений, в блоке «Обсуждения» надо перейти по ссылке «Новая тема».

Рис.38. Страница группы «Виртуальная педагогическая практика».

После откроется следующая страница, в которой надо прописать тему и сам текст обсуждения:

Рис.39. Страница добавления новой темы.

Чтобы завершить процесс добавления темы обсуждения, необходимо нажать на кнопку «Создать тему».

Рис.40. Страница добавления новой темы обсуждения.

Добавив тему, сразу откроется страница с новой темой обсуждения.

Рис.41. Страница «Обсуждения».


ШАГ 8. ДОБАВЛЕНИЕ ФОТОГРАФИЙ.

Добавить фотографии можно в блоке «Фотографии», перейдя по ссылке «Добавить фотографии».

Рис.42. Страница группы «Виртуальная педагогичсекая практика».

Рис.43. Страница добавления фотографий.

Перейдя по ней, раскроется окно, в котором можно выбрать изображение нужной тематики из любой папки компьютера пользователя.

Рис.44. Окно выбора фотографии из ПК пользователя.

Рис.45. Страница добавления фотографий в группу.

Эту процедуру можно выполнять столько раз, сколько фотографий необходимо загрузить пользователю.

Рис.46. Страница «Основной альбом».


ШАГ 9. ДОБАВЛЕНИЕ АУДИОЗАПИСЕЙ.

На странице аудиозаписей написано: «Для того, чтобы загрузить первую аудиозапись, «Нажмите здесь».

Рис.47. Страница аудиозаписей группы.

Рис.48. Окно «Выберите аудиозапись на Вашем компьютере».

После этого раскроется окно выбора аудиозаписей. Дальше идет стандартная процедура загрузки файла.

Рис.49. окно выбора аудиозаписи на ПК пользователя.

Страница с аудиозаписями преобразуется следующим образом:

Рис.50. Страница аудиозаписей.

Процедуру добавления музыки можно выполнять огромное количество раз, необходимое пользователю.


ШАГ 10. ДОБАВЛЕНИЕ ЗАПИСЕЙ НА СТЕНЕ ГРУППЫ.

Она выглядит следующим образом:

Рис.51. Страница группы «Виртуальная педагогическая практика».

Чтобы добавить запись на стену, необходимо ввести сообщение в строку:

Рис.52. Строка ввода сообщения.

Так же в сообщение можно прикрепить изображение, аудиозапись, документ и т.п. Для этого необходимо выбрать из всплывающего списка соотвествующую строку.

Рис.53. Строка ввода сообщения на стену.

После того как сообщение написано, чтобы отправить его на стену, необходимо нажать на кнопку «Отправить».

Рис.54. Строка ввода сообщения на стену.

Теперь на стене группы уже 2 записи:

Рис.55. Стена группы «Виртуальная педагогическая практика».


ШАГ 11. РЕДАКТИРОВАНИЕ РОЛЕЙ.

Чтобы настроить роль пользователя, необходимо перейти по ссылке «Ред.» в верхнем правом углу блока «Контакты».

Рис.56. Блок «Контакты»

Откроется диалоговое окно, в котором напротив аккаунта пользователя можно назначить роль по ссылке «Редактировать».

Рис.57. Окно «Контакты».

Рис.58. Окно «Редактирование контактного лица».

В нем пользователь может прописать нужную ему информацию:

Рис.59. Окно «Редактирование контактного лица».

После проделанной операции не надо забывать сохранить введенную информацию.

Выходные данные сборника:

Букаева Анар Айткалиевна

старший преподаватель, магистр филологических наук Кокшетауского государственного университета им. Ш.Ш. Уалиханова, Республика Казахстан г. Кокшетау

Магзумова Алма Таужановна

старший преподаватель, Кокшетауского государственного университета им. Ш.Ш. Уалиханова, Республика Казахстан, г. Кокшетау

THE USE OF SOCIAL NETWORKS IN THE EDUCATIONAL PROCESS

Anar Bukayeva

senior lecturer, Master of Philological Sciences, Kokshetau State University named after Sh.Sh. Ualihanova, Republic of Kazakhstan, Kokshetau

Alma Magzumova

senior lecturer, Kokshetau State University named after Sh.Sh. Ualihanova , Republic of Kazakhstan , Kokshetau

АННОТАЦИЯ

В данной научной статье на основе исследования актуальности использования социальных сетей в образовательном процессе определены возможности интернет сети в качестве эффективного средства обучения. В статье выделены ключевые характеристики коммуникации в социальных сетях, образовательные возможности социальных сетей, как педагогического инструмента

ABSTRACT

Based on research relevance of social networks use in the educational process, opportunities of the Internet network as an effective learning tool are identified in the article. Key characteristics of communication in social networks are underlined; educational opportunities of social networks as a pedagogical tool are presented.

Ключевые слова: интернет; социальные сети; образовательный процесс; учебная деятельность.

Keywords: the Internet; social networks; educational process; training activity.

В настоящее время нашу жизнь трудно представить без интернета, без информации, он охватил весь мир и все сферы нашей жизнедеятельности. Практически каждый человек на Земле теперь имеет возможность выхода в ресурсы глобальной сети. Сильное развитие веб-технологий и их влияние на современное общество привело к изменению традиционных сфер коммуникаций, изменению способов и форм коммуникации в интернете. Интернет стал площадкой для безбарьерной передачи и обмена информацией, знаниями и общения людей разных городов и стран

В интернете, социальная сеть - это программный сервис, площадка для взаимодействия людей в группе или в группах. Применительно к интернету, это виртуальная сеть, являющаяся средством обеспечения сервисов, связанных с установлением связей между его пользователями, а также разными пользователями и соответствующими их интересам информационными ресурсами, установленными на сайтах глобальной сети

Стремительный прогресс и постоянное обновление в области информационных технологий дает возможность использовать возможности интернет технологий в качестве эффективного средства обучения. При использовании глобальной интернет сети происходит формирование информационно-образовательной среды, которая позволяет в полной мере реализовать современные технологии обучения. В этих условиях тема использования социальных сетей как педпгогического инструмента становится крайне актуальной.

Социальные сети отличаются друг от друга своей общей направленностью, различными возможностями для пользователей, разными требованиями и интерфейсом. Однако есть и общие черты, присущие многим социальным сетям и выделяющие их из других средств сетевого общения, таких, как блоги, форумы, чаты и гостевые книги. В некоторых социальных сетях, например, в MySpace встроены блоги и форумы, однако в данном случае мы будем рассматривать только особенности социальной сети. Понимание этих специфических черт важно для выявления возможностей использования социальных сетей как образовательного инструмента

Исследуя эту тему, можно выявить отличительную особенность обучения посредством социальных сетей, которую можно назвать дистанционно-интерактивным обучением, которая выражается в возможности приобретения знаний за счет интерактивности, т. е. взаимодействия с другими участниками образовательного процесса «на расстоянии», т. е. на дистанции.

Согласимся с мнением А.В. Хуторского: «...сегодня понятие «дистанционное образование», насыщено другим смыслом - это использование новейших телекоммуникационных технологий - интернета, сетей и так далее. И, в принципе, под дистанционным обучением можно понимать обучение, при котором удаленные друг друга субъекты обучения, то есть ученики и преподаватели, они осуществляют образовательный процесс с помощью этих средств телекоммуникаций» .

Сегодня в современной теории дистанционного обучения существуют разнообразные модели дистанционного обучения, как интеграция очных и дистанционных форм обучения; сетевое обучение (автономные сетевые курсы; информационно-предметная среда); сетевое обучение и кейс-технологии, дистанционное обучение на базе интерактивного телевидения (Two-way TV) или компьютерных видеоконференций.

Наиболее приемлема модель, основанная на интеграции аудиторных занятий (лекции, семинары, практические занятия и т. д.) и дистанционно-интерактивных форм обучения (вебинары, видеозаписи, видеоконференции, форумы, обсуждения, дискуссии, телеконференции и т. д.).Такая модель предполагает индивидуализацию и в то же время широкую интерактивность в обучении, что в современном вузовском образовании представляется наиболее перспективным, поскольку увеличивает возможности самостоятельного и группового углубления в изучаемый материал, создает условия использования исследовательских подходов в обучении, самостоятельного и группового поиска информации для решения проблемы, умения работать с информацией индивидуально, в команде, в коммуникации

Изучение исследований в области использования информационных технологий обнаруживает проблему организационного характера: на какой базе может быть организовано дистанционно-интерактивное обучение? Социальная сеть интернета становится одной из наиболее приемлемой и применяемой платформой для данной модели обучения.

В последние годы в мировом педагогическом сообществе вопросы применения социальных сетей в образовании бурно обсуждаются. Многие методисты скептически относятся к возможности использования сетей как педагогического средства обучения, так как традиционно социальные сети рассматриваются как среда для проведения свободного времени и развлечения. Однозначно, социальные сети не могут быть единственным средством сетевого обучения, но, и их образовательные возможности ими явно недооценены. Интерес к социальным сетям связан с необходимостью для образовательных заведений установить прямую эффективную коммуникацию с участниками образовательного процесса и потребителями образовательных услуг. Сетевое сообщество будет служить дополнительным «неформальным мостиком» между преподавателем, студентом, будущим студентом (школьником) и работодателем. На наш взгляд, при серьезном и грамотном подходе к организации образовательной деятельности посредством социальных сетей первоначальный негатив критиков будет снят, а усилия - вознаграждены.

Выбор социальных сетей в качестве платформы для организации дистанционно-интерактивного обучения имеет ряд аргументов. Принципы построения многих социальных сетей, как идентификация, общение, присутствие на сайте, взаимоотношения, группы, репутация, обмен, поиск, интеграция с другими предложениями очень хорошо подходят для создания учебной группы, класса в он-лайн пространстве, в социальной сети. Размещение образовательного ресурса на базе социальных сетей автоматически устанавливает прямую эффективную коммуникацию между преподавателем и студентом, между студентом и студентом.

Плюсы в использовании социальных сетей представляются также в следующем: их ресурсы абсолютно бесплатны; удобство сервисов рассылки и уведомления об информации, что делает их удобными в общении со студентами; создаются условия для студента, по каким-либо причинам не попавшего на занятие, наблюдать за учебной деятельностью и даже принимать в ней непосредственное участие в режиме онлайн.

Существуют также проблемные моменты использования социальных сетей:

1. отсутствие удобного инструментария, специально разработанного в учебных целях (например, ведение электронной ведомости или журнала), как в системах управления обучением;

3. активная коммуникация, обширный информационный поток и обилие развлекательного контента вместе с образовательным контентом, которые отвлекают от учебного процесса;

4. высокая степень время- и трудозатрат для организации и поддержки учебного процесса в условиях непрерывного обучения в социальной сети для преподавателя;

5. открытость учебного пространства всему интернет-сообществу, которое неприемлемо или некомфортно для учебного процесса;

6. невозможность оценивания работы преподавателя в социальном обучении для оплаты его труда.

Мы думаем, что выявленные и приведенные проблемы, можно решить путем более глубокого изучения образовательных возможностей социальных сетей, выработки и апробации эффективных методик их применения в образовательном пространстве.

Что касается Казахстана и стран СНГ, то здесь этот инструмент только начинает осваиваться. Он не получил повсеместного признания, до этого еще достаточно далеко. Пока удачных примеров - единицы. Особенно мало внимания уделяется аспекту использования социальных сетей в целях обучения.

В российских образовательных учреждениях также имеется опыт применения социальных сетей в учебном процессе. Так, например, на философском факультете Томского государственного университета накоплен интересный опыт использования социальных сервисов (социальная сеть «В контакте» и блог-хостинг “blogspot.com”) в обучении студентов гуманитарных факультетов. Есть опыт факультета искусств Шуйского государственного педагогического университета, активно использующего социальные сети как платформы обучения.

Опыт применения социальных сетей в учебном процессе казахстанских образовательных учреждений имеется, но на наш взгляд, пока небольшой. Например, в “Тwitter” насчитывается около 30 аккаунтов казахстанских вузов (из 139 фукционирующих вузов) или их отдельных факультетов. Некоторые школы Астаны и Усть-Каменогорска уже апробируют уроки с использованием социальных сетей. Лидирующую позицию по электронному обучению занимают Назарбаев школы. Сайты этих школ (nis.edu.kz) имеют приложения «Виртуальная школа» и «Каникулярная школа», где претенденты могут зарегистрироваться на обучение в региональной Интеллектуальной школе, получить задания и рекомендации по выполнению, получить индивидуальную консультацию педагога. Также здесь ученики могут просмотреть записи онлайн уроков и семинаров и разместить свои вопросы.

Определенный опыт использования возможностей интернета имеет Карагандинский государственный технический университет, где внедрена новая технология воспитательного взаимодействия университета с родителями студентов, которая позволяет наладить общение через почтовый сервер Зимбра.

Зимбра (ZimbraCollaborationSuite - Полноценный почтовый сервер и система групповой работы), благодаря которой родители, в первую очередь, оперативно получают отчеты об учебных достижениях своих детей. «Практическая значимость внедрения прямой и обратной связи университета с родителями заключается в возможности сформулировать пути улучшения образовательного процесса, оказании помощи педагогическому коллективу в обеспечении глубоких и прочных профессиональных знаний у студентов» .

Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева запустил в 2011 году первую в Казахстане студенческую социальную сеть Enulife.kz, которая ориентирована на привлечение студентов к научно-инновационной деятельности. В этой сети создаются группы, возглавляемые учеными - преподавателями университета. Участие в студенческой социальной сети дает студентам дополнительное преимущество - их будут знать с лучшей стороны преподаватели, другие студенты, у них будет возможность испытать себя в научной работе. Таким образом, вовлекая студентов в сеть, ученые стимулируют их к научной работе и, одновременно, создают для них возможность быть членами определенного престижного сообщества.

Сегодня вузы должны использовать различные системы управления образованием. С их помощью вузы будут конкурентоспособными и предоставят студентам интерактивную, мобильную и вовлекающую в обучение и общение среду, соответствующую глобальным трендам на рынке.

Все эти тенденции развития социальных сетей создают ситуацию, когда всеохватность аудитории и одновременное использование максимального количества предоставляемых современными интернет-технологиями возможностей переводят образовательную активность на абсолютно другой, значительно более высокий уровень. Социальные сети - это не просто возможность пообщаться, это важный образовательный инструмент школы и вуза.

Список литературы:

  1. Данилина В. К народу через Facebook / Вероника Данилина // Советник, - 2010. - № 7. - С. 22-23.
  2. Социальная сеть. Википедия [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/ Социальная_сеть_(Интернет).
  3. Хуторской А.В. Дистанционное образование школьников и современные интернет-технологии. Интервью на «Радио Свобода», 2005 [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL:

Сегодня педагоги активно обсуждают вопрос использования социальных сетей в образовании. Известны примеры успешного внедрения инструментария социальных сетей в образовательный процесс как в России, так и за рубежом.

Среди положительных эффектов учителя выделяют тот факт, что дети меньше используют социальную сеть для развлечений, если в ней организуется учебная деятельность. Кроме того, в социальной сети ребенок чувствует себя более комфортно, чем, например, на сервисах, организованных с помощью LMS, то есть систем управления обучением.

Организация общения в социальной сети

С одной стороны системы дистанционного обучения удобны для полноценного обеспечения учебного процесса, а с другой, дети, встречая непривычный и не совсем понятный интерфейс, воспринимают курс без энтузиазма и заинтересованности.

Модернизация Российского образования, в частности требует создания информационной среды. Так как тенденция активного применения сервисов социальных сетей все более явна, мы провели исследование возможностей их использования для организации работы школьного психолога или даже классного руководителя с целью профилактики суицида и депрессивных состояний у детей.

Известно, что наиболее популярной у подростков и молодежи от 10 до 24 лет является сеть “Вконтакте”. Есть разные мнения о вреде и пользе этой сети в частности и подобных ей, но здесь мы будем исходить из принципа, что запреты не решют проблемы. Нужно педагогу и психологу научиться использовать этот инструментарий для того, чтобы ребенок проводил в этой сети маскимально большее время с пользой.

Есть определенные механизмы общения в этой сети. Кроме того, учителю важно овладеть инструментарием общения.

Все пользователи социальных медиа имеют свою страницу, на которой выложена их личная информация в том объеме, который выбран ими самостоятельно. На своей странице можно разместить все виды мультимедиа материалов: фото, видео, аудио и текст. Для создания сообщений используется так называемая стена. Причем, установки определенных настроек хозяин указывает, кто может оставлять сообщения на стене: только он сам или любой другой пользователь.

Каждое новое сообщение имеет тему и текст, сопровождаемый, при необходимости мультимедиа. Сообщение, созданное на стене пользователя социальной сети “Вконтакте” автоматически отображается в ленте новостей у каждого из его друзей. Таким образом, друзья всегда могут быть в курсе событий друг друга.

Чтобы стать другом определенного пользователя, нужно отправить ему запрос в виде текста об этом. Если запрос будет утвержден, дружба считается состоявшейся и оба пользователя числятся в списках друзей друг у друга.

Для удобства ранжирования друзей создаются так называемые группы. Группу или сообщество может создать любой пользователь. Для группы выделяется собственная страница со стеной и всеми остальными инструментами. Писать сообщения на стене может как руководитель группы, так и члены группы, в зависимости от настроек.

Как может использовать учитель социальные сети в образовании

Учителю, чтобы успешно отслеживать эмоциональный настрой своего класса и каждого ученика, следует создать классную группу. Но прежде, естественно, нужно зарегистрироваться в этой сети. Также желательно подать заявку на то, чтобы стать другом всем своим ученикам.

В результате учитель может оставлять сообщения на своей стене и они сразу будут попадать в ленту новостей его учеников. Следовательно, учитывая, что 45% среднестатистических пользователей 14-24 лет, зарегистрированных в сети “Вконтакте” заходят туда ежедневно, можно предполагать, что ребенок по крайней мере увидит это сообщение. Будет ли он его читать, уже зависит от самого сообщения и отношения ребенка к учителю.

Для учителя важно периодически “прогуливаться” по страницам своих учеников, обращая внимание на статусы и аватары, выставленные ими на данный момент.

Как анализировать полученную информацию

Для анализа настроения и общего психологического состояния ученика можно пользоваться известными методиками: шкалой социально-психологической адаптации (СПА), опросником Басса-Дарки на выявление агрессии и чувства вины, методикой оценки способов реагирования на конфликтные ситуации, методикой первичной диагностики детей «группы риска» (М.И. Рожков, М.А. Ковальчук), методикой выявления уровня самооценки (Е.В. Сидоренко), диагностическим опросником для выявления склонности к различным формам девиантного поведения (ДАП-П), экспресс-методикой «Прогноз» для первоначального ориентировочного выявления лиц с признаками нервно-психической неустойчивости, методикой экспресс-диагностики характерологических особенностей личности (опросник Айзенка), методикой диагностики уровня школьной тревожности Филипса.

Некоторые дети открыто могут написать о своих проблемах на стене. Некоторым трудно это сделать, но написать приватное сообщение ребенок готов. Известно, что написать какое-то трудное признание легче, чем высказать его вслух в очной встрече. Кроме того, свое влияние оказывает тот факт, что среда социальной сети привычна для ребенка. Он здесь не боится и готов к откровениям.

Все это должны использовать классный руководитель и школьный психолог для профилактики депрессивных состояний и суицида у детей.

Социальные сети в образовании, на наш взгляд, надо рассматривать как инструмент. Тем не менее, вопросы безопасности общения в социальной сети остаются открытыми. С этой стороны важно научить детей, как правильно организовывать свое общение в социальной сети, показывать им существенную разницу между настоящей дружбой и «дружбой» в рамках социальной сети.

Сумму можно указать любую.



 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!