Альтернативные аналоги платных программ. Бесплатные альтернативы дорогим программам

Комментарии ( 5 )

    У нас в проектной компании перешли на альтернативные продукты - аналоги AutoCAD. Это продукты как от Bricsys так и от ZWSoft.
    Экономия средств на самом деле заметная. Работоспособность немного хромает.... Так вышло что Bricscad совсем не пошёл у сотрудников. Сказалось существенное отличие интерфейса по сравнению с флагманом + ограничение функционала по некоторым позициям. Больше всего проблем возникало с распечаткой. 3Д движок слабый! Но это больше архитекторов касается.
    Большинство благополучно "пересело" на ZWCad. Очевидное преимущество программы в супер лёгкой адаптации сотрудников. На моей рабочей машине так же стоит ZWCad в нём и работаю. Выполнено уже немало проектов. Начинали с версии 2007 если не ошибаюсь. Было тоже сыро. Возникали так же проблемы при печати (некоторые элементы просто не выводились на печать). Обновления на более поздние версии помогло. Программа не лишена своих глюков и проблем. Притормаживает (особенно при подгруженных внешних ссылках). 3Д движок так же не супер. И вообще сейчас версия программы 2009, но это по сути аналог 2006 AutoCAD"a, с вытекающими....
    Подводя итог, хочу заметить, что метод работы у нас к сожалению "дедовский"... Другими словами - это электрический кульман. Никаких динамических блоков, никаких Layout (Листов) и самой собой подшивок. Для этих целей эти продукты (не исключаю что и Bricscad нынче подрос) вполне даже подходят. Но если проектный отдел претендует на что-то более прогрессивное, то это не вариант. По крайней мере пока.

    Ответить

    Алексей, очень часто на деле получается, что при разработке проектов современные инструменты наиболее эффективно используются только архитекторами, чтобы быстро создать впечатляющих картинок будущего объекта, пустить пыль в глаза заказчику и выиграть тендер. Инженеры же очень часто не используют никаких продуктов, кроме автокада. Тому есть целый ряд причин. Начиная от низкого профессионального уровня сотрудника и нежелания после 5 лет учебы изучать что-то еще (какой-нибудь strucad или tekla) и заканчивая старой гвардией, находящейся у руля фирм, и постоянно вспоминающей о том, что раньше и не такое творили вообще без компьютеров (а вам щас только и подавай программу за программой).
    Я сам лично несколько недель присматривался к брикскаду 11й версии и у меня осталось очень положительное впечатление от нее. Сейчас у них были предновогодние скидки и можно было купить программу за каких-то 11-17 тысяч рублей в зависимости от версии.

    Ответить

    Да, к сожалению это так. Правда и стоимость программ, таких как Tekla и Strucad не способствует их широкому распространению. Не так много предприятий способных "потянуть" эти продукты. Почти все BIM программы на сегодняшний день пока сыроваты по конструктивным разделам. Вот и остаётся, в глазах многих, надёжная и безотказная среда 2D проектирования. При этом, думаю, надо выжимать по максимуму хотя бы из неё. Существуют всем известные навески на Autocad которые действительно облегчают и ускоряют работу инженера. Появляются навески и для альтернативных программ. Овладев хотя бы этим набором, инженер уже повышает качество выпускаемой продукции. Остаётся только одно, побороть себя и развиваться дальше:-) Хорошо если руководство фирмы идёт в этом на встречу, а если нет, то хотя бы не мешало:-)

    Ответить

    Полная версия теклы стоит около $40 000, только металл вроде бы около $25 000 - $30 000. Плюс время на обучение и адаптацию сотрудников, наверное, с полгода-год. Но ведь и возможности широчайшие открываются: чертежи формируются сами, спецификации тоже, вместе с геометрической моделью создается и расчетная модель. На больших проектах разница по производительности между автокадчиком и текловцем будет чудовищная.
    Тем паче, не сегодня завтра маркетологи окончательно дожмут идеологией BIM. И начнется массовая истерия перехода на 3D моделирование. Так почему ж сегодня не попробовать эти чудеса?)

Твитнуть

Хочется найти какую-либо программу для решения определенной задачи? Эта задача вполне решаема.

В данной статье я расскажу вам о двух сервисах подбора похожих программ, а также о нескольких хороших каталогах софта.

alternativeTo - замечательный англоязычный сервис подбора программ

Самый крупный ресурс этого типа - alternativeto.net . На сайте имеется обширная база данных программ для Windows, Mac OS X, Android, Linux, iPhone, iPad, Windows Mobile, Windows Phone, Java для простых телефонов, веб-служб и так далее. Всеохватность действительно поражает.

На конец июля 2012 года в каталоге представлено 19 185 программ - это достаточно много. К каждой программе есть описание и список альтернатив, хотя бывают и исключения. Добавить новую программу может каждый - достаточно зарегистрироваться и правильно заполнить анкету.

Чтобы найти программу-альтернативу уже существующей, есть два варианта поиска. Первый способ - через поле поиска справа вверху найти страничку той программы, которой мы знаем (на скриншоте ниже это Winamp) и в списке под ней посмотреть ее аналоги:

Второй способ найти аналоги, если вы не представляете, альтернативу чему вы хотите найти («найти то, не знаю что») - выбрать операционную систему и категорию программы с главной страницы сайта:

Результаты можно фильтровать различными фильтрами. Например, можно отобрать все бесплатные аудиоплееры на iPad:

Для уточнения назначения программы есть теги, доступные в списке справа. Дело в том, что если выбрать из каталога, например, пункт Audio, то нам представят список вообще всех программ, имеющих отношение к обработке звука. Результаты уточняются и упорядочиваются с помощью тегов.

На странице описания программ часто бывает интересная информация - ссылка на Twitter разработчиков, страничку в фейсбуке и, конечно же, ссылка на официальный сайт:

Так как сайт - результат труд сообщества пользователей, здесь можно найти рейтинг лучших программ, отзывы, оценки. Своеобразная социальная сеть любителей программ.

Вердикт : сайт поиска альтернатив имеющимся программам alternativeTo - богатый и полезный ресурс. Единственный минус - он на английском языке, что может стать барьером для пользователей, не знающих этот язык. Можно воспользоваться онлайн-переводчиком, но перевод зачастую бывает неточен.

SuggestUse - русскоязычный сайт для поиска альтернатив в мире софта

Найти альтернативу плееру Winamp, программе для записи экрана Fraps или редактору Word можно и здесь. На конец июля 2012 года содержит базу из 17 243 программ.

Сайт русскоязычный, но, к сожалению, толку от этого никакого - описаний программ на сайте нет. Все ссылки ведут сразу на официальные сайты программ.

Чтобы найти программу-альтернативу существующей, введите название имеющейся у вас программы, затем нажмите одну из кнопок с операционными системами. Пример с Winamp:

Нашему взгляду предстает таблица с поддержкой операционных систем, отсортированная по популярности использования. Таблица, в принципе, информативна и рассказывает о том, на каких операционных системах есть программы из списка: Windows, Linux, Mac Os X или представлена в виде онлайн-сервиса (сайта).

Кроме таблицы, никакой толковой информации нет. Очень жаль - не хватает вывода только бесплатных программ. Также на сайте работает некий «Рейтинг», где приведен список интересных и популярных программ.

Вердикт: сайтом можно воспользоваться для поиска альтернатив в мире софта, но, к сожалению, каких-либо удобств на сайте нет. Жирного минуса заслуживает адрес сайта - «suggestuse точка ru» достаточно проблематично как запомнить, так и произнести вслух для рекомендации другим людям.

Каталоги программ

В отличие от сервисов поиска альтернатив, в каталогах пользователю приходится просматривать списки в поисках нужной программки. Программы зачастую подобраны схожей тематики, но разного назначения. Пример - программы для воспроизведения видео и видеоредакторы могут оказаться соседями. Тем не менее, каталоги тоже удобный способ поиска нужной программы. Приведу те каталоги софта, которыми пользуюсь лично я:

soft.oszone.net - на мой взгляд, самый «адекватный» каталог программ для Windows. Судя по всему, программы проходят строгий отбор, потому что глючащих, неудобных и вредоносных программ нет.

Плюсы: много качественного софта, возможность выбора только бесплатных, русскоязычных программ, есть система рейтинга и комментирования, описания программ на русском языке.

Серьёзных минусов не заметил. Для меня это эталон каталога программного обеспечения.

freesoft.ru - богатый каталог программ с описаниями на русском языке для всех современных операционных систем - от Windows до Android.

Плюсы: много действительно полезных программ, много комментариев от пользователей, есть выборка только бесплатных программ, работает система рейтинга.

freeware.ru - достаточно полезный каталог программ. Вот только название свое не оправдывает - там не только бесплатные программы (freeware), но и условно-бесплатные (фактические платные) программы тоже.

Плюсы: представлено очень много программ, есть система комментариев.

Минусы: много «шарлатанских» программ - всяческих ускорителей модема, оптимизаторов памяти и так далее. Также здесь любят размещать свои программы начинающие любители-программисты, что с одной стороны хорошо - можно найти много полезных маленьких программок, с другой - иногда эти программы недостаточно отлажены и могут превратить компьютер в свалку глюков. Так что будьте осторожны и читайте комментарии, ищите отзывы в интернете о программах из этого каталога (как, впрочем, и из других). Нельзя отфильтровать только бесплатные программы. В общем, пользоваться сайтом можно, но с опаской.

iusethis.com - не просто каталог, а скорее рекомендательная система. Программы представлены для трех платформ: Windows, Mac OS X и iPhone. Привычного каталога по тематике здесь нет, но есть теги - выбрав нужный, появляется список программ, помеченных этим тегом.

Плюсы: благодаря панели «Similar Apps» («Похожие программы») справа от описания программы сайт близок к alternativeto.net и другим службам поиска альтернативного софта. Много софта, информацию о котором добавляют сами пользователи.

Минусы: это по сути свалка программ. Предназначена для тех случаев, когда хочется поискать «какую-нибудь новенькую полезную программку». В любом случае, такой поиск довольно увлекательное дело. Описания программ и комментарии пользователей есть, но это англоязычный сайт.

UPD: сайт iusethis прекратил своё существование.

– каталог Open Source программ. Последний в списке, но не последний по значимости. Вообще-то это не совсем каталог, а веб-сервис для разработчиков открытого программного обеспечения . Например, вместе с программой можно скачать и ее исходный код. Для многих один исходный код только и доступен, особенно если программа находится на раннем этапе своей разработки.

Плюсы: громадное количество софта для самых разнообразных операционных систем и платформ. Все программы имеют статус Open Source, практически все бесплатны. Удобный каталог, фильтрация по многим параметрам – вплоть до выбора программ, написанным на определенном языке программирования для определенной операционной системы. Присутствуют программы с русскоязычным интерфейсом.

Минусы: много недописанных, недоработанных программ.

Вариативность образования декларируется как один из основополагающих принципов образовательной политики государства.

Программа «Радуга». Это первая инновационная программа дошкольного образования. Работа по программе «Радуга» ведется по заказу Министерства образования России с 1989 г. Авторы программы (Т.Н. Доронова, В.В. Гербова, Т.И. Гризик и др.) назвали ее «Радуга», сравнивая с семью цветами радуги. Семь основ -- семь видов деятельности в работе с детьми: физическая культура; игра; изобразительная деятельность и ручной труд (на основе знакомства с народным декоративно-прикладным искусством); конструирование; занятие музыкой и танцами; занятия по развитию речи и ознакомление с окружающим миром; математика.

Рассчитана на работу с детьми от двух до семи лет и охватывает все сферы жизнедеятельности детей. По своим целям и задачам данная программа существенно не отличается от традиционной. Основными ценностями ориентирами она так же, как и традиционная, считает охрану и укрепление здоровья детей, создание условий для полноценного и своевременного психического развития, обеспечение счастливого детства каждому ребенку. Вся программа подчинена работе по созданию традиций, которые позволяют сделать жизнь ребенка радостной и содержательной, помогают избавиться от накопившегося напряжения, успокоить малыша. В процессе становления личности особое значение приобретает воспитание уважения к личной собственности и содержательного и позитивного отношения ребенка к окружающему миру, другим людям, себе.

Теоретической основой данной программы служит концепция А. Н. Леонтьева, где основными категориями анализа психики являются деятельность, сознание и личность. Для каждого возраста определены конкретные задачи развития деятельности, сознания и личности дошкольника. Здесь, Во-первых, один и тот же педагог работает с детьми начиная с младшего возраста и до их выпуска из детского сада, что обеспечивает прочные индивидуальные контакты и психологический комфорт в группе. Во-вторых, в каждой группе детского сада формируются свои особые традиции, среди которых, например, регулярные подарки всем детям (ленточки, открытки, сладости), акцент на уважении к личной собственности каждого ребенка (личные игрушки ребенка, принесенные из дома, не должны отбираться ни воспитателем, ни другими детьми), ежедневный рассказ воспитателя о достижениях каждого ребенка. Кроме того, проводятся традиционные еженедельные и ежемесячные мероприятия. Важной традицией детского сада является торжественное переселение детей из одной группы в другую -- «Праздник новоселья», в котором самое активное участие принимают все дети. В-третьих, возможность выбора как для воспитателя, так и для каждого ребенка.

При выборе содержания занятий учитываются интересы и предпочтения детей. Учитывая традиции группы, воспитатель может самостоятельно выбирать формы деятельности детей, содержание музыкальных и литературных произведений, развлекательные мероприятия, направленные на психоэмоциональную разрядку детей, и т. д. В-четвертых, программа «Радуга» позволяет удовлетворить потребность ребенка в свободной двигательной и игровой активности. Программа предлагает отказаться от обязательных фронтальных занятий и свести к минимуму те формы детской деятельности, которые требуют длительного пребывания в неподвижном состоянии. Все это обеспечивает детям возможность радостно и счастливо «прожить» дошкольный период детства.

Программа «Развитие». Программа разрабатывалась научным коллективом под руководством известного отечественного психолога, доктора психологических наук, профессора Л.А.Венгера. Программа требует установления основанных на личностно ориентированной модели воспитания и обучения. Программа составлена для каждого возраста и содержит объяснительную записку и детальную характеристику работы с детьми. Цели: развитие у детей умственных и художественных способностей детей, а также развитие специфических дошкольных видов деятельности. Кардинально изменены способы дошкольного обучения - перед детьми ставится система последовательно усложняющихся задач. Основной акцент программы сделан не на то, какой фактический материал дается детям, а на то, как он дается. При разработке программного материала первую очередь учитывалось, какие средства решения познавательных и творческих задач должны быть усвоены детьми, и на каком содержании эти средства могут быть усвоены наиболее эффективно. В младшей группе основными средствами являются сенсорные эталоны (так называемый «ударный» раздел - развитие сенсорной культуры); в средней - наглядные модели пространственных отношений типа плана или чертежа (формирование пространственных отношений); в старшем дошкольном возрасте центральное место занимают условно-символические наглядные модели, отражающие количественные отношения, отношения звуков в слове, взаимосвязь явлений природы, отношение между содержанием и объемом понятий (математика, грамота, экология, логика).

В структуре воспитательно-образовательного процесса, организуемого по программе «Развитие»: 1. Развитие сенсорных способностей (мл.возраст). 2. Развитие речи и ознакомление с художественной литературой. 3. Введение в грамоту (мл., ср.группы); подготовка к обучению грамоте (со старшей группы). 4. Формирование представлений об окружающем мире о себе (мл.возраст).

5. Ознакомление с природой (средняя группа). 6. Формирование элементарных экологических представлений. 7. Развитие элементов логического мышления (со ст.группы). 8. Формирование элементарных математических представлений (со средней группы). 9. Ознакомление с пространственными отношениями (со средней группы). 10. Конструктивная деятельность. 11. Изобразительная деятельность. 12. Игровая деятельность. Дополнительные разделы: «Художественное конструирование», «Выразительное движение», «Режиссерская игра».

Программа «Золотой ключик». Данная программа разработана под руководством Г. Г. Кравцова и Е. Е. Кравцовой. Теоретической основой данной программы является известное положение концепции Л. С. Выготского о единстве аффекта и интеллекта. Суть этого положения заключается в том, что эмоционально-волевое и когнитивное развитие ребенка нельзя осуществлять изолированно: эти две линии детского развития взаимообусловлены и должны составлять органическое единство. Авторы подчеркивают, что в дошкольном возрасте интеллектуальное развитие подчинено развитию эмоциональной сферы: именно эмоциональная привлекательность, эмоциональная насыщенность материала обеспечивают лучшее его усвоение и познавательное развитие детей. Таким образом, задача воспитания -- максимально насыщать жизнь детей разнообразными волнующими событиями (конечно, позитивными). Наблюдается организованность жизни детей по типу большой семьи. В таком детском центре совместно живут дети разных возрастов (от трех до десяти лет), к жизни детского центра свободно подключается родители. Содержание образования организовано по четырем основным направлениям: ориентировка в пространстве; ориентировка во времени; умение действовать с разными материалами; развитие рефлексивных способностей. На протяжении дошкольного возраста (от трех до семи лет) каждое из четырех направлений поочередно становится преобладающим.

Программа «Детство». В 1995 году коллективом кафедры дошкольной педагогики РГПУ им.А.И.Герцена (В.И. Логинова, Т.Н. Бабаева, Н.А. Ноткина и др.) разработана программа «Детство». Цель программы -- обеспечение целостного развития личности ребенка в период дошкольного детства: интеллектуального, физического, эмоционально-нравственного, волевого, социально-личностного. Введение ребенка в окружающий мир осуществляется путем его взаимодействия с различными сферами бытия и культуры. Обучение на занятиях направлено на систематизацию, углубление и обобщение личного опыта ребенка. Количество занятий! и их продолжительность не регламентированы. Педагогу предоставляется право самостоятельно определять необходимость их проведения, содержание, способ организации и место в режиме дня. «Детство» -- программа с ярко выраженной гуманистической направленностью. Содержание программы разделено на четыре блока: «Познание», «Гуманное отношение», «Созидание», «Здоровый образ жизни». Программа состоит из трех частей в соответствии с тремя ступенями дошкольного возраста -- младший (третий и четвертый год жизни), средний (пятый год жизни) и старший дошкольный возраст (шестой и седьмой год жизни). Программа, ориентированная на социально-личностное развитие ребенка, воспитание позитивного отношения к окружающему миру, включает новый важный раздел -- «Отношение к самому себе». Содержание конкретизировано по разделам в каждой части программы, посвященной определенному возрастному периоду.

Логика подачи программного материала в каждом возрастном разделе: 1. Характеристика возрастного периода, достижения и перспективы развития ребенка. 2. Особенности сферы Деятельности (общения, восприятия). 3. Общие задачи воспитания. 4. Представления (ориентации). 5. Практические умения. 6. Уровни освоения умений (низкий, средний, высокий). 7. Методические советы. 8. Рекомендуемая литература для чтения, рассказывания, заучивания наизусть. 9. Рекомендуемые произведения изобразительного и музыкального искусства. 10. Заключение.

Программа «Истоки». В данной программе целостно определены содержание и характер современного педагогического процесса, направленного на развитие базиса личностной культуры ребенка дошкольного возраста. Она реализует важнейший принцип гуманистической педагогики - диалога взрослого и ребенка, детей между собой, педагогов друг с другом, педагога с родителями. Программа "Истоки" отражает непреходящее значение дошкольного детства как исключительно важного, базового периода для последующего развития человека. Основу программы составляют концепция психологического возраста как этапа развития ребенка, имеющего свою структуру и динамику, а также научное положение А.В.Запорожца об амплификации (обогащении) детского развития, взаимосвязи всех его сторон. Основная цель программы - формирование разносторонне развитой личности в возрасте от рождения до 7 лет, ее универсальных, в том числе творческих, способностей до уровня, соответствующего возрастным возможностям ребенка; обеспечение для каждого ребенка равного старта развития; сохранение и укрепление здоровья. В соответствии с этим подходом в программе выделены следующие возрастные этапы: раннее детство - младенчество (до одного года); ранний возраст (от одного года до трех лет); дошкольное детство: младший дошкольный возраст (от трех до пяти лет) и старший (от пяти до семи лет). Такая возрастная периодизация, по мнению авторов, позволяет видеть как наиболее общие тенденции, так и индивидуальную перспективу развития каждого ребенка.

Программа строится в соответствии с дидактическими принципами воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста. Для каждого возрастного этапа в программе выделены четыре ведущие линии развития: социальное, познавательное, эстетическое и физическое; раскрываются особенности развития этих линий в младенческом, раннем, младшем и старшем дошкольном возрасте; задается иерархия основных видов деятельности (общение, предметная деятельность, игра). Игровой деятельности как основной в развитии личности ребенка дошкольного возраста в программе отводится особое место. Игра пронизывает все структурные компоненты программы и ее содержание в целом. В программе выделены новые, самостоятельные разделы: "Здоровье", "Речь и речевое развитие", "Мир, в котором мы живем", "Природа и ребенок", "Культура быта" и другие, которые ее существенно дополняют и обогащают. В программе "Истоки" выделено базовое и вариативное содержание образования. В базовую часть наряду с задачами по каждому направлению развития ребенка включены: характеристика возрастных возможностей детей; общие показатели развития;базисные характеристики личности; рекомендации по организации жизни детей в дошкольном учреждении, созданию предметно-развивающей среды, сотрудничеству детского сада с семьей, работе психологов в ДОУ.

Программа «Детский сад -- дом радости». Эта комплексная программа создана в Пермском государственном педагогическом институте. Ее авторы Н. А. Крылова и педагог-новатор из Санкт-Петербурга В. Т. Иванова. Специфика данной программы состоит в том, что впервые воспитатели получают новую форму организации труда -- план-сценарий. Авторы предлагают подробное описание «совместной жизни» воспитателя и детей, предлагают свою методику работы с целой группой, с небольшими подгруппами и с каждым воспитанником индивидуально. Авторы постоянно подчеркивают одну правильную мысль: «Никого ничему научить нельзя! Можно только научиться самому!» Это значит, что каждый ребенок должен сам стать субъектом воспитания и обучения. А стать субъектом можно только в самостоятельной деятельности, когда ты сам выбираешь цель, средства, способы деятельности и сам оцениваешь ее результат. Для формирования самостоятельности, субъектности детей авторы предлагают чрезвычайно интересную наглядную модель структуры любой деятельности. Она всегда и у всех «под руками». Это -- ладонь, вернее пять пальцев, каждый из которых символизирует один из компонентов структуры деятельности. Мизинец означает цель деятельности (что хотим сделать); безымянный палец -- материал или предмет (из чего будем делать); средний -- средства деятельности (чем надо делать); указательный палец символизирует способ и порядок действий (как надо делать по порядку) и, наконец, большой палец, поднятый вверх, означает достигнутый результат, его оценку (что получилось). Содержание программы разделено на три возрастных периода: младший, средний и старший дошкольный возраст. В них рассматриваются особенности развития детей каждого возраста, своеобразие педагогического процесса в разных возрастных группах. Центральная часть программы представляет собой расписанный по дням сценарий деятельности воспитателя на весь учебный год. Подробно описывается организация режима дня, занятий по разным методикам, а также свободной деятельности детей. Программа снабжена многочисленными приложениями (перечни пособий, игр и игрушек, хрестоматия по литературе и т. д.).

Программа «Содружество». Программа разработана коллективом дошкольного проекта Сороса в Центре развития ребенка Джорджтаунского университета США. В России национальным координатором программы является кандидат педагогических наук Г. П. Козлова. Главная цель программы -- подготовить ребенка к жизни в быстро меняющемся мире, сформировать устойчивое стремление и умение учиться и меняться самому. В качестве ценностных ориентиров выделяется воспитание следующих способностей: уметь критически мыслить и осуществлять свой выбор самостоятельно; принимать те или иные новые жизненные ситуации и самому быть инициатором изменений; ставить и решать проблемы; быть творческим и находчивым; развивать воображение, уметь соображать; заботиться о людях, стране, окружающей среде. Одним из главных направлений работы по воспитанию считается полноправное участие семьи в жизни детского сада. Персонал детского сада признает главную роль семьи как первого воспитателя ребенка. В программе содержится описание различных форм участия родителей в воспитании и обучении детей: посещения детского сада, беседы по поводу ребенка, собрания, семинары со специалистами, консультации, обмен опытом, разовые деловые поручения, занятия и игры с детьми в группе, изготовление оборудования, праздники, экскурсии и т. д. Одним из важных направлений в работе каждого воспитателя является посещение семьи ребенка. Это принято делать два раза в год, как правило, в начале и конце года. Общее руководство программой осуществляется следующим образом. В каждой группе, содержащей до 25 детей, должны работать один воспитатель и два ассистента. По мере возможности должности ассистентов могут выполнять родители. Кроме того, воспитателю оказывает поддержку еще одно лицо -- координатор программы, который несет ответственность за участие родителей в жизни детского сада. Эта новая штатная должность считается ключевой для данной программы. В функции координатора входят подбор и запись детей, подбор ассистентов, установление связей с общественными инстанциям и т. д.

Кроме вариативных общеобразовательных и парциальных программ отдельные дошкольные учреждения нашей страны выбрали в качестве основной общеобразовательной программы альтернативную программу. Альтернативная программа - это программа, разработанная по другой концепции и целевым установкам, отличающимся от принятых в конкретном государстве или научном сообществе. Сложность их реализации заключается в том, что ребенок, воспитывающийся по такой программе, живет в других социальных условиях и сталкивается с трудностями преодоления различий. Чтобы облегчить ребенку этот процесс вхождения в социальный мир, профессиональные коллективы дошкольных учреждений часто берут программу не полностью и пытаются объединить ее с существующими вариативными программами. В таком случае утверждать, что они работают по альтернативной программе, довольно сложно, поскольку «вред» наносится прежде всего самой программе: она уже не используется в исконном виде и нет основания утверждать, что положительные результаты достигнуты именно внедрением данной программы, а нс ее сочетанием с другой программой. Так происходит сегодня, например, с программой М. Монтессори (см. главу 2, параграф 2.2), которую берут за основу многие дошкольные учреждения.

Рассмотрим еще одну альтернативную программу, к которой проявляют интерес родители и воспитатели частных дошкольных учреждений, - Вальдорфский детский сад.

В 1908 г. Р. Штейнер, немецкий педагог, философ, который интересовался вопросами воспитания детей, поддержал идею французского ученого Жана Поля, автора книги «Учение о воспитании», в том, что «человек, путешествующий по свету, учится в свои первые годы у кормилицы больше, чем за время всех путешествий вместе взятых». И здесь же Штейнер высказал мысль, о том, что ребенок учится не столько путем наставления, сколько путем подражания, которая заинтересовала немецкого педагога Элизабет М. Грюнелиус. Чтобы проверить такой вывод уважаемого ученого, Э. Грюнелиус создала первый детский сад при Свободной вальдорфской школе в г. Штутгарте. Она руководила этим детским садом до его закрытия национал-социалистическим режимом в 1938 г., затем переехала в Америку и открыла детский сад в Нью-Йорке. Ее деятельность была описана ею в книге «Дошкольное воспитание и проект вальдорфской школы», с интересом принятой в Америке и других странах мира. В России вальдорфская педагогика стала известна с конца 1980-х гг. В 1992 г. в Москве была издана книга Э. М. Грюнелиус «Вальдофский детский сад» , где изложены основные принципы воспитания детей дошкольного возраста. Познакомимся с ними.

  • 1. Развитие души зависит от физического развития. Душа должна сперва окрепнуть и обрести свою структуру.
  • 2. Взрослый и ребенок по-разному проходят путь познания: взрослый идет от мысли к чувству и затем к желанию, а ребенок начинает с желания, затем чувства и лишь потом приходит к мысли.
  • 3. Ребенок учится путем подражания взрослому. «Мы воспитываем ребенка в первую очередь своими каждодневными действиями, а не тем, что мы ему говорим», - пишет Э. Грюнелиус.

Отсюда вырастает важная мысль о той ответственности, которую накладывает процесс подражания на взрослого: он постоянно должен эту ответственность чувствовать и осознавать.

  • 4. Мы слишком легко лишаем ребенка возможности выбрать самостоятельно свой путь. Подавляется истинная природа ребенка.
  • 5. Ребенок может стать нормальным социальным существом, если он растет в нормальном и чутком окружении.
  • 6. Мы должны постоянно переносить то, чего мы хотим добиться в воспитании, из области мыслей в область поступков.
  • 7. Ребенок часто протестует против правил и понятий. Ранняя интеллектуализация жизни ребенка вредит ему.
  • 8. Нужно избегать вмешательства в свободное, естественное развитие ребенка, не нарушать равновесия его еще погруженного в мечту сознания. Но не предоставлять ребенка самому себе, а заботливо руководить им средствами примера и подражания.
  • 9. Не следует рассчитывать на ранние плоды обучения. Важно строго избегать любой нагрузки на память, а также всего, идущего от школы, - обучения чтению и письму.


 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!