Ребенок и компьютер: как извлечь пользу и не навредить здоровью. Положительное и отрицательное влияние компьютера на ребенка

Разрешая детям пользоваться компьютером, родители должны знать, что вред компьютера для ребенка может быть достаточно серьёзным.

Однако будет под угрозой только в случае, если родители не будут контролировать общение ребенка с электронным другом. При разумном подходе к этому вопросу можно не допустить вредного влияния на детское здоровье, а, наоборот, помочь своему ребёнку развиваться и самореализовываться.

Вред компьютера на здоровье человека

Вред компьютера для детей обусловлен длительным и бесконтрольным нахождением ребёнка у монитора. Многие родители несерьёзно относятся к тому, что их ребенок часами сидит за компьютером, потому что не представляют, каким значительным может быть вред компьютера на здоровье человека. В то время как последствия чрезмерного увлечения компьютером напрямую угрожают здоровью человека.

Длительная непрерывная работа за компьютером опасна следующим:

  • — сидячим положением,
  • — электромагнитным излучением,
  • — нагрузкой на зрение,
  • — негативным влиянием на психику и нервную систему в целом,
  • — воздействием пыли и грязи.

Какой вред приносит компьютер и как с этим бороться

Родителям, которые заботятся о здоровье своего чада, знают, необходимо владеть информацией и о том, какой вред приносит компьютер. С помощью этих знаний можно уменьшить вредное воздействие всех неблагоприятных факторов.

Длительное сидячее положение чревато не только нарушением осанки, но и становится причиной постоянной боли в области шеи, спины, поясницы, а также может спровоцировать простатит и геморрой. Этих неприятностей можно избежать, если сидеть в удобном (соответственно росту) кресле с подлокотниками, отрегулировав его высоту таким образом, чтобы линия взгляда приходилась на центр монитора.

Приносит ли излучение от компьютера вред – вопрос довольно спорный. Производители современных моделей компьютера утверждают, что нет повода для беспокойства. Однако учёными доказано, что электромагнитное излучение негативно влияет на развитие эмбриона. Это значит, что беременным женщинам всё же не рекомендуется работать за компьютером.

Основной вред компьютера для детей заключается в нагрузке на зрение. Во время работы за компьютером глаза устают быстрее, ухудшению зрения также способствуют слишком мелкий шрифт и неправильно настроенная яркость монитора. В этом случае нужно позаботиться о том, чтобы в помещении было достаточно светло, обязательно прерываться на специальную гимнастику для глаз и сохранять расстояние между глазами и монитором в 60-70 см.

Опасность компьютера ещё и в том, что он способен вызывать психологическую зависимость. И если можно обнаружить невооружённым глазом, то негативное воздействие компьютера на нервную систему часто замечается тогда, когда уже требуется помощь специалиста. Здесь важно не переутомляться и дозировать время нахождения за компьютером, регулярно отдыхать и садиться к экрану только в хорошем настроении.

Нетрудно представить, какой вред от компьютера наносится здоровью, если клавиатура никогда не протирается, а системный блок не очищается от пыли. Поэтому следует регулярно очищать все части компьютера от пыли и грязи и мыть руки перед тем, как сесть за компьютер, и после того, как работа окончена.

Помните, что вред компьютер принесёт детскому здоровью только в том случае, если родители не будут контролировать этот процесс. При разумном подходе компьютер окажет ребенку только пользу: у ребенка будет личное пространство и он будет быстрее развиваться.

Ну а если ваш ребенок только недавно появился на свет, возможно, вы захотите узнать, . На нашем сайте вы можете найти подробное описание купания младенца по всем правилам.

Все знают, что долго сидеть за компьютером вредно для здоровья, но в чем именно заключается вред, вряд ли могут объяснить. Впервые мы услышали об этом в те времена, когда компьютеры только появились в нашей стране. Стоит ли говорить, что с тех пор компьютеры изменились и похожи на своих предков не более, чем наши квартиры на пещеры питекантропов. Вместе с улучшением качества компьютеров менялись и факторы негативного воздействия ПК на организм человека. Те, что были на первом месте, например излучение, отошли на второй план. Появились новые, связанные в основном с резким ростом скорости подачи и переработки информации. Информационный поток стал настолько велик, что его воздействие продолжительное время не способны выдерживать ни наше зрение, ни наш мозг. Что уж говорить о детях...

Итак, по возможности учитывая то, "до чего дошел прогресс", рассмотрим факторы негативного влияния повсеместной компьютеризации на человека и способы борьбы с ними.

. В первую очередь работа на ПК отрицательно влияет на зрение. Именно из-за нагрузки на зрение даже через непродолжительное время занятий на компьютере у ребенка могут возникнуть головная боль и головокружение. Если работать на компьютере достаточно долго, то зрительное переутомление может привести к устойчивому снижению остроты зрения.

Специалисты даже выделяют некий "компьютерный зрительный синдром", напоминающий конъюнктивит, который может появиться у ребенка после нескольких часов, проведенных перед экраном. В таком случае у детей краснеют глаза и возникает ощущение, что в глаза попал песок.

Однако заметим, что, по мнению специалистов, компьютер не является основной причиной развития близорукости у детей. Огромную роль в этом играет наследственность, "общение" с телевизором, чтение в темноте.

При грамотной организации компьютерного рабочего места и времени работы на ПК нагрузка на зрение может быть существенно снижена. При этом самым важным условием сохранения зрения является качество монитора. Современные мониторы устроены так, что обладают высокой контрастностью при внешней засветке и поэтому не нуждаются в дополнительном фильтре.

Если вы сами не очень разбираетесь в этом вопросе, обратитесь за помощью к специалистам, которые помогут вам выбрать наиболее безопасный монитор, отвечающий всем вашим требованиям.

  • Необходимо правильно организовать освещение компьютерного стола.
  • Следите за исправностью монитора и чистотой экрана, так как грязь дает дополнительное искажение.
  • Индивидуально подобранные стол и стул позволят ребенку соблюдать оптимальное расстояние от экрана до глаз (50 - 60 см).
  • Не станьте компьютерный стол так, чтобы ребенок сидел спиной к окну. Блики на экране способствуют утомлению глаз.
  • Поощряйте использование звуковых эффектов, мультимедийных программ и приложений. Считается, что это помогает расслаблять зрение.
  • Необходимо, чтобы ребенок каждые 15 минут делал перерывы - давал глазам отдохнуть. Научите его делать зарядку для глаз, например такие упражнения: поочередно сосредоточьте взгляд то на близкой точке, то на далекой; попеременно посмотрите влево - вправо, вверх - вниз, не поворачивая головы.
  • Можно подобрать ребенку специальные защитные очки для работы на компьютере.
    1. Стесненная поза . Сидя за ПК, ребенок должен смотреть с определенного расстояния на экран и одновременно держать руки на клавиатуре или других органах управления. В результате его тело принимает определенную позу, которая фактически не меняется во время работы. Такая фиксированная поза может вызывать следующие нарушения:
  • Заболевания кистевых суставов.
  • При работе за компьютером человек вынужден совершать множество мелких движений руками, из-за чего кисти сильно устают. При длительной работе могут даже возникнуть хронические заболевания суставов.
  • Затрудненное дыхание.
  • Вынесенные вперед локти не дают свободно двигаться грудной клетке, и это может привести к развитию приступов кашля и даже астмы.
  • Остеохондроз.
  • При длительном сидении с опущенными плечами возникает стойкое изменение костно-мышечной системы. Довольно часто это приводит к искривлению позвоночника.
  • Ребенок должен:

  • работать за специальным компьютерным столом с выдвижной доской для клавиатуры, позволяющей ему хоть изредка менять позу;
  • сидеть на специальном вертящемся стуле без подлокотников. Помимо того, что это удобно и высота стула может быть изменена с учетом роста ребенка, детям очень нравится крутиться и кататься на таких стульях, а это невольно дает им передышки в контакте с экраном;
  • регулярно прерывать "общение" с компьютером, вставать, потягиваться, делать мини - зарядку.
  • для того чтобы снизить нагрузки на руки, исходя из ваших возможностей, приобретите для ребенка клавиатуру, коврик, мышку и джойстик последних моделей. Они выполнены с учетом особенностей строения кисти, предполагают более удобное размещение рук и разворот плече кого пояса, и руки при работе с ними устают гораздо меньше.
    1. Излучение . Электростатические поля. Сам по себе потенциал, имеющийся на электронно-лучевой трубке кинескопа, не страшен но он, возникая между экраном дисплея и лицом человека, сидящего перед компьютером, разгоняет севшие на экран пылинки до огромных скоростей, и они "впиваются" в кожу пользователя.
    . Занятия на компьютере требуют не меньшей сосредоточенности, чем вождение автомобиля. Обращали ли вы когда-нибудь внимание на поведение человека, играющего, например, в компьютерную игру "Ралли", на его стиснутые зубы и руки, судорожно сжимающие мышку, на то, как бросает его тело из стороны в сторону при каждом повороте... Игры требуют огромного напряжения, которое люди редко испытывают в обычной жизни. Специальное исследование показало, что дети очень устают от компьютерных "стрелялок" "догонялок", а у некоторых особо эмоциональных пользователей во время игры даже повышается давление.
  • Чтобы снизить нагрузки на психику ребенка, подберите для него более спокойные игры.
  • Старайтесь покупать ребенку развивающие, расширяющие кругозор игры.
  • Познакомьте ребенка с возможностями компьютера. Дети довольно часто думают, что компьютер покупают для того, чтобы на нем играть, и не подозревают, что его можно использовать и для других целей, не менее занимательных, и при этом научите ребенка пользоваться текстовыми редакторами, рисовать, составлять графики. Тогда время, проведенное за компьютером, будет приносить больше пользы, чем вреда.
  • Если ваш ребенок все же не на шутку увлечен именно "стрелялками - догонялками", договоритесь с ним о сокращении времени, проводимого за этими играми. Найдите возможность извлечь пользу из самой, казалось бы, бессмысленной и бесполезной игры. Смело фантазируйте, входите в реальность, в которой существуют только ваш ребенок и виртуальные герои, завоевывайте авторитет и свое место в игре и в сознании ребенка.
  • ВНИМАНИЕ! Постарайтесь не забывать о ребенке, оставляя его наедине с компьютером. Будьте рядом, разговаривайте с ним, обращайте внимание на то, чем он занимается, вовремя напоминайте о необходимости сделать перерыв в работе.

    Время, которое ребенок может провести за компьютером, разные специалисты определяют по-разному. Для любого человека, и в первую очередь для детей, условно время, проведенное за играми на компьютере, можно определить как его возраст (полных лет), приравненный к минутам, увеличенный в два-три раза. Причем время отдыха от компьютера должно быть в два-три раза больше времени, проведенного за компьютером. Итак, если ребенку 10 лет, то играть на компьютере ему желательно не более 20 - 30 минут с перерывом на один - два часа. Это вполне нормальные условия. Да, и еще: не рекомендуется играть перед сном и тем более ночью.

    Современные дети с пелёнок знают, что такое компьютер, а к году уже орудуют мышкой и нажимают на кнопки клавиатуры. Тесное «общение» ребёнка с компьютером вызывает неоднозначное отношение: с одной стороны сейчас действительно без компьютера – никуда. С другой стороны, постоянное сидение за компьютером чревато серьёзными последствиями. Самым опасным из них является формирование у ребенка зависимости от компьютера, которая является настоящей болезнью, требующей лечения.

    Причины и виды зависимости

    Компьютерная зависимость у детей – это, прежде всего, уход от реальности, поэтому главной причиной желания с головой уйти в виртуальный мир – недостаток чего-то в реальности. Детям может не хватать внимания и участия со стороны родителей, уверенности в себе, признания в компании сверстников. В итоге ребёнок пытается удовлетворить свои реальные потребности не в реальном, а в виртуальном мире.

    Зависимость может быть двух видов:

    1. Игровая зависимость (кибераддикция) – зависимость от компьютерных игр. Некоторые игры персонализированы, то есть человек играет от лица конкретного героя, наращивая могущество, завоёвывая города, приобретая сверхспособности. В этом случае можно говорить о ролевой зависимости. В других играх как такового персонажа нет, но суть игры – в наборе очков, получении выигрыша. В этом случае зависимость неролевая.
    2. Сетевая зависимость (сетеголизм) . Это зависимость ребенка от Интернета, которая может проявляться в разных формах, но в глобальном смысле суть одна – человек не мыслит своей жизни без выхода в Сеть. Просиживание времени в соцсетях, чатах, за прослушиванием музыки – это варианты сетевой зависимости. Даже безобидный интернет-сёрфинг – это вид сетевой зависимости, ведь человек тратит уйму времени на просмотр и чтение совершенно не нужной информации, переходя со ссылки на ссылку.

    Когда нужно бить тревогу: 10 признаков компьютерной зависимости

    Компьютерной зависимости подвержены и дети, и взрослые, однако у детей зависимость формируется значительно быстрее. Чем раньше ребёнок познакомился с компьютером, тем более вероятно, что компьютер будет вытеснять реальную жизнь. Распознать зависимость у ребёнка можно по следующим признакам.

    1. Ребёнок не может использовать компьютер в рамках установленных границ. Даже если есть предварительная договорённость, он не может вовремя оторваться от компьютера, а попытки навести порядок и отстранить его от компьютера заканчиваются истерикой.
    2. Ребёнок не выполняет порученные ему домашние дела. Обычно у детей всегда есть обязанности по дому: помыть посуду, прибрать свои вещи, погулять с собакой. Зависимый ребёнок не может планировать своё время и пропускает домашнюю работу, засиживаясь за компьютером.
    3. Побыть за компьютером становится более предпочтительным занятием, нежели пообщаться с близкими или друзьями. Даже семейные праздники и походы в гости не становятся исключением.
    4. Даже естественные нужды не могут заставить ребёнка отвлечься от сети , поэтому он не расстаётся с телефоном/планшетом ни за едой, ни в ванне.
    5. Ребёнок постоянно находится в поиске устройств, с которых можно выйти в сеть или поиграть. Если забрать у него планшет или компьютер – он тут же возьмёт в руки телефон. ЧИТАЕМ ПОДРОБНО: Влияние планшета на ребенка: 10 причин сказать «НЕТ»! —
    6. Ребёнок общается преимущественно в сети, постоянно заводит там новые знакомства, которые так и остаются в виртуальном мире. Даже с реальными знакомыми (одноклассниками, друзьями) ребёнок предпочитает общаться в интернете.
    7. Ребёнок пренебрегает учёбой: не выполняет домашние задания, становится рассеянным, неряшливым, снижается успеваемость.
    8. Лишение компьютера вызывает «ломку»: ребёнок становится агрессивным, раздражительным.
    9. В отсутствие компьютера ребёнок не знает, чем себя занять , его ничем невозможно заинтересовать.
    10. Ребёнок не посвящает вас в то, чем он занимается в сети. Любые расспросы вызывают негативную реакцию.

    Мамам на заметку!


    Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

    Видео 2 — Интернет зависимость у подростков:

    Вред от компьютера

    Презентация: «Компьютер: польза или вред». Выполнила: ученица 6 «Б» класса, Мулашева Элина (кликабельно):

    Постоянное нахождение и взрослых, и детей за компьютером стало уже привычной картиной, именно поэтому родители рискуют недооценить опасность зависимости от игр или интернета. В действительности же зависимость от компьютера несёт негативные последствия и для организма, и для психики. Причём когда речь идёт о детях, эти последствия более глубокие и трудноустранимые, ведь организм и психика подрастающего человечка ещё формируются.

    Читаем также:

    О вреде компьютера:

    и, наконец, избавиться от жутких комплексов полных людей. Надеюсь, информация окажется для вас полезной!

    Информационный прогресс не обошел стороной и детей, и на сегодняшний день большинство малышей и школьников не могут представить свою жизнь без компьютера. Некоторые родители наоборот радуются тому, что компьютер так увлекает их чадо, поскольку у них самих отпадает необходимость думать, чем развлечь ребенка и появляется свободное время, которое можно потратить на домашние дела. Однако так ли полезны компьютеры для детей или все-таки вреда от них больше, чем пользы? Давайте разберемся.

    Польза компьютера для детей

    Несмотря на то, что большинство мам и пап пользуются старыми известными методами для развития ребенка (кубики с буквами, настольные обучающие игры, книги, карточки с картинками, вырезанные из картона цифры), тем не менее находится и немало сторонников более современных способов обучения малыша – с помощью развивающих компьютерных игр.

    Развивающие компьютерные игры действительно имеют ряд преимуществ: их легко можно найти в интернете или купить на дисках, для их хранения не нужно много свободного места, а их разнообразие позволяет удовлетворить нужды любого родителя. Существуют компьютерные игры, развивающие память и внимание ребенка, обучающие его логическому и образному мышлению, способствующие формированию творческих навыков.

    Действительно, обучающие игры помогают малышу знакомиться с окружающим миром, узнавать новое, получать знания в интересной игровой форме и весело проводить время. Детские психологи утверждают, что особые категории игр работают над улучшением таких навыков, как развитие чувства стиля – в этом помогают специальные игры для девочек, в которых им предлагается подбирать наряды, прически и косметику для кукол. А игры, в которых ребенку предлагается сочинять собственные мелодии или рисовать с помощью компьютерной мыши, помогают малышу найти свое призвание в каком-либо виде творчества.

    Компьютер сейчас повсеместно используется и во время школьных занятий, поэтому наличие его дома помогает ребенку получать новые знания, искать информацию для выполнения домашних заданий, а также быть в курсе мировых событий, благодаря интернету. К тому же игра на компьютере помогает ребенку отвлечься, снять стресс и даже перебороть боль, ведь всем известно, что стоит только увлечься чем-то интересным, как мы тут же забываем, что у нас что-то болит.

    Вред компьютера для детей

    Несмотря на большое количество плюсов, постоянное нахождение у компьютера может и навредить малышу. Дело в том, что в первые годы жизни, когда идет активное развитие ребенка, для него оказываются особенно важными тактильные ощущения. Он познает окружающий мир, беря в руки предметы, ощупывая их, знакомясь с их свойствами. Вот почему до трех лет строго не рекомендуется показывать малышу компьютер, лучше всего начинать постепенное знакомство с ним тогда, когда ребенку уже исполнится 4-5 лет.

    Также постоянное сидение у компьютера отрицательно сказывается на физическом здоровье малыша. От долгой работы за монитором у ребенка может возникнуть головная боль, ухудшение зрения и даже остеохондроз. Длительное времяпрепровождение за компьютерными играми делает малыша раздражительным и капризным, особенно если у него что-то не получается. А развлекательные игры в стиле ужастиков, содержащие в себе элементы жестокости и насилия, негативно влияют на психику ребенка – это давно доказано специалистами в области детской психологии.

    Как родители могут понять, что их ребенок живет в виртуальном мире, почему ему это интереснее, в чем заключается опасность такой ситуации и как решить проблему, рассказывает психолог Римма Теперик.

    Школьники, чрезмерно увлекающиеся компьютерными играми и социальными сетями, теряют интерес к окружающей их реальности, не хотят выходить на улицу, общаться со своими сверстниками, не увлекаются активным образом жизни и спортивными соревнованиями, с трудом садятся за домашние задания и практически не читают книг. Они попадают в сети - готовы целыми днями сидеть дома, постепенно утрачивая связь с реальностью, и порой, чтобы вывести их из этого состояния, требуется помощь психолога.

    В вашем браузере отключен JavaScript

    Правила компьютерной безопасности

    Чтобы уберечь малыша от вредного воздействия компьютера, родителям необходимо не только контролировать его нахождение у монитора, но и правильно оборудовать его рабочее место. Нельзя сажать малыша на стул, предназначенный для взрослого. Необходимо купить специальную мебель, подходящую ребенку по росту, чтобы ему было удобно проводить время за компьютером. Особое внимание следует обратить на посадку малыша: если ноги у него болтаются, нужно подставить под стул маленькую скамеечку, и следить, чтобы ребенок держал спину ровно.

    Мышь и клавиатура должны располагаться не на столе, а немного его ниже – хорошо, если это будет выдвигающаяся подставка. Лучше не экономить на мониторе и купить для ребенка современный, с отличной цветопередачей и хорошими углами обзора. Можно установить на компьютер специальную программу, которая меняет цветовую температуру экрана в зависимости от освещения и времени суток, обеспечивая максимально комфортные для глаза цвета.

    До пяти лет ребенок не должен проводить у компьютера более 10 минут в день, постепенно можно немного увеличивать это время, добавляя по 3-4 минуты, и доведя его до 20-25 минут на тот момент, когда малышу исполнится 6-7 лет. К 9-10 годам можно увеличить время работы за компьютером до часа-полутора, однако, при этом через каждые 15 минут необходимо делать перерывы в работе.

    Виктория Грицук

    Родителям следует с осторожностью знакомить ребенка с сетью Интренет. Какие там таятся опасности для вашего малыша и как их избежать, рассказывает директор фонда «Дружественный рунет» Евгений Беспалов.

    В вашем браузере отключен JavaScript

    Первый и самый главный фактор - это нагрузка на зрение. Именно из-за нагрузки на зрение через непродолжительное время у ребенка (или другого пользователя) возникает головная боль и головокружение. Если работать на компьютере достаточно долго, то зрительное переутомление может привести к устойчивому снижению остроты зрения. Однако заметим сразу, не компьютер является основной причиной развития близорукости у ребенка. Огромную роль в этом играет наследственность, телевизор, чтение в темноте. При грамотной постановке дела нагрузка на зрение от компьютера может быть существенно снижена.

    1.1. Во-первых, вредны подеpгивания изобpажения из-за низкой частоты веpтикального обновления или из-за низкого качества pазвеpтки монитоpа.

    1.2. Второй по значимости фактор утомляемости глаз - это содержание изображения . Перечислим варианты изображений по восходящей от наименее вредных до наиболее вредных:

    1.2.1. Легче всего глаз воспринимает статическое, крупное цветное изображение в сопровождении звука. Поэтому, для глаза ребенка или взрослого достаточно безопасно рассматривать картинки или фотографии в сопровождении дикторского текста.

    1.2.2. Хуже воспринимается рисование на компьютере. Здесь звук уже не играет отвлекающей роли, а всю работу выполняет глаз.

    1.2.3. Намного тяжелее приходится зрению в том случае, когда ребенок (пользователь) вынужден читать с экрана текст. Поэтому Интернет - штука достаточно опасная, поскольку здесь приходится много читать, и читать быстро.

    1.2.4. Ну и, наконец, настоящие убийцы глаза - это игры. Движущееся изображение, мелкие элементы - все это приводит к такому переутомлению, которое снимается очень нескоро.

    Общий итог .

    Насколько же компьютер опасен для зрения? Сравнивая его с телевизором, следует помнить, что разрешение дисплея и его качество во много раз выше качества телевизионной трубки. Однако дисплей, как правило, ближе. И все же можно считать, что нагрузка на глаз от монитора немного ниже, чем от телевизора. Поэтому время, проведенное за компьютером, и время, поведенное перед телевизором, следует суммировать .

    2. Стесненная поза

    Вторым по вредности фактором, влияющим на здоровье при работе с компьютером, является стесненная поза. Сидя за компьютером, ребенок (или взрослый) должен смотреть с определенного расстояния на экран и одновременно держать руки на клавиатуре или органах управления. Это вынуждает его тело принять определенное положение, и не изменять его до конца работы. В этом отношении компьютер гораздо опаснее телевизора, который позволяет свободно двигаться. Из-за стесненной позы возникают следующие нарушения:

    2.1.Затрудненное дыхание. Это самый коварный из всех врагов. Вынесенные вперед локти не дают свободно двигаться грудной клетке, и это приводит к астме, развитию приступов кашля и иным проявлениям.

    2.2. Боли в мышцах спины, шеи и головные боли . Человеческое тело не приспособлено для того, чтобы проводить долгие часы в фиксированном положении. Длительные периоды неподвижности снижают приток крови к мышцам, что приводит к накоплению продуктов метаболизма, раздражающих нервы задействованных мышц. Если этот застой случается в мышцах плеч, спины или шеи, может возникнуть головная боль, поскольку мышцы передают "сигналы дискомфорта" нервам чувствительных тканей лица, головы и кожи черепа.

    2.3.Остеохондроз. При длительном сидении с опущенными плечами возникает стойкое изменение костно-мышечной системы. Иногда возникает искривление позвоночника.

    2.4.Заболевания суставов кистей рук. Это профессиональное заболевание, ранее преследовавшее машинисток в редакциях, а ныне - операторов компьютеров. При работе за компьютером рука человека вынуждена совершать множество мелких движений, сильно устает, а при длительной работе развиваются хронические заболевания.

    Как помочь уменьшить вредное влияние стесненной позы.

    Следует сидеть в максимально удобном положении в максимально удобном кресле. Ваша спина должна сохранять ровное положение, ноги должны прочно опираться на пол, а голову следует держать ровно, а не выпячивать вперед, подобно черепахе, выглядывающей из своего панциря. Кроме того, ваше кресло должно быть твердым, но обеспечивать достаточную опору в области поясницы. Поэтому, самое важное в уменьшении нагрузки - это правильно подобранная мебель. И столы, и стулья, и прочие аксессуары должны быть специализированны, причем подобраны именно для детей.

    Стул. Хороший стул снимает половину нагрузки. Специальный операторский стул на роликах, с регулируемой спинкой, без подлокотников и вращающийся вокруг своей оси позволяет ребенку изменять позу во время работы. Дети с удовольствием ерзают на таких стульях, а значит, их грудная клетка и позвоночник работают. Газовый патрон дает возможность регулировать высоту строго индивидуально, и это так же снимает утомление.

    Стол должен быть только специализированным, со специальной выдвижной доской под клавиатуру. Дело в том, что когда ребенок пишет, рисует, работает мышкой или играет, ему нужен высокий стол. Для печатания клавиатура должна быть расположена на 7-10 см. ниже. Выдвижная доска позволяет соблюсти все требования, и плюс к тому заставляет ребенка периодически изменять позу.

    Проекционное оборудование на уроке - тоже не блажь. Если при работе на уроке давать задание через индивидуальное рабочее место, то нагрузка повышается. Использование демонстрационного проектора или телевизора нагрузку снижает.

    3. Психическая нагрузка

    Третий по важности фактор - это психическая нагрузка. Компьютер требует не меньшей сосредоточенности, чем вождение автомобиля. Интересные игры требуют огромного напряжения, которого практически не бывает в обычных условиях. Эта область весьма мало изученная, поскольку современная мультимедиа-техника появилась лишь недавно. И все же можно психическую нагрузку уменьшить.

    Во-первых, в работе следует делать перерывы . На уроке за этим следит учитель, дома на компьютере следует поставить таймер, например, из пакета Norton Utility. Каждые 30 минут - перерыв на 15 минут, для взрослого - 10 минут. Во время перерыва необходимо делать упражнения для зрения и на расслабление, описанные в самом конце рекомендаций.

    Во-вторых, следует внимательно следить за содержательной стороной игр , в которые играет ребенок, за тем, что он программирует, и какие сайты он посещает. Хотя в общественном сознании укоренилась мысль о том, что самое вредное в компьютере - это излучения, на самом деле воздействие на психику ребенка может оказаться намного серьезнее.

    4. Излучение

    4.1. Радиация от компьютерного монитора - это вечное пугало всех родителей. На самом деле, как Вы убедились из вышеизложенного, другие факторы гораздо более реальные в отношении вредности. У современных мониторов приняты выдающиеся меры по обеспечению безопасности. В частности, того излучения, которое собственно называется радиацией (гамма-лучи и нейтроны) монитор практически не производит. В нем нет устройств со столь высокой энергией. Так же практически ничего не излучает системный блок. От монитора исходит незначительное по интенсивности рентгеновское излучение (ионизирующее излучение), которое в 2-3 раза меньше естественного радиационного фона. При таком уровне излучения видеодисплейный терминал (монитор) не представляет какой-либо опасности для здоровья человека

    Вредными для человека являются другие виды излучений:

    4.2.Постоянное электpостатическое поле высокой напpяженности. На электронно-лучевой трубке кинескопа имеется потенциал около 20 000 вольт (в 100 раз выше напряжения в сети). Создаваемое потенциалом постоянное электpостатическое поле действует на pасстоянии до полуметpа от экpана (а там и находится пользователь). Сам по себе потенциал не страшен, но этот потенциал создается между экраном дисплея и лицом оператора, и разгоняет осевшие на экран пылинки до огромных скоростей. И эти пылинки, как пули, врезаются в кожу того, кто сидит перед экраном. Это постоянное электpостатическое поле может быть вpедно пpи заболеваниях глаз и кожи. Реально постоянное электpостатическое поле можно опpеделить, если к экpану монитора поднести кусочек тонкой бумаги или волос и они будут притягиваться к экрану.

    Для защиты от постоянного электpостатического поля (от других полей он не защищает) ранее использовались фильтpы в виде дополнительного экрана, прикрепляемые к экрану монитора. Дешевые китайские фильтpы неэффективны - они могут даже усиливать излучения. Фильтp сpабатывает - если только он заземлен - чтобы "стекали" заpяды статического электpичества. Если кусочек тонкой бумаги или волос пpитягиваются к повеpхности фильтpа, значит, он вас не защищает. Чаще всего так и бывает, так как правильное заземление фильтра обеспечить сложно. Если у вас современный монитор, то и не думайте об установке фильтра. Современные мониторы устроены так, что обладают высокой контрастностью при внешней засветке, а применение защитного фильтра нивелирует это их преимущество. От фильтра при современном мониторе будет больше вреда, чем пользы.

    Если на монитоpе компьютеpа есть маpкиpовка LR (Low Radiation) - она должна свидетельствовать о пониженном напpяжении на аноде. Эта маpкиpовка не касается снижения вpедности дpугих излучений. Кpоме того она может быть подделкой, особенно если наклеена на панель, а не нанесена гpавиpовкой или качественной кpаской.

    Имеются следующие современные способы борьбы с этим явлением:

    Снижение количества пыли в помещении. В частности, в компьютерных классах крайне нежелательно применение мела, поскольку мел постепенно переходит с доски на лица детей путем разгона статическими полями. Обратите внимание - хороший компьютерный класс оборудован маркерной доской, кондиционером и пылеуловителем, а иногда "Люстрой Чижевского". Эти устройства снижают количество пыли в помещении, а "Люстра Чижевского" еще и подавляет статические поля.

    Ну, а самый постой способ борьбы - после занятий на компьютере умыться холодной водой.

    4.3. Высокочастотные электромагнитные поля. Их воздействие сравнимо с радиацией, но, к счастью, они очень быстро уменьшаются с расстоянием, элементарно экранируются и управляются. Основной их источник - отклоняющая электромагнитная система кинескопа. В современных мониторах все излучение отводится вверх и частично назад. Вперед не излучается ничего. Поэтому в школах компьютеры расставляют вдоль стен таким образом, чтобы люди не могли находиться возле их задних стенок. А вот наклоняться над монитором, чтобы поглядеть на него сверху, не рекомендуется.

    4.4. Низкочастотные электромагнитные поля. Низкочастотные электромагнитные излучения до сих пор не считались вредными, поскольку от компьютера они ниже, чем, скажем, от электрического утюга. Однако по данным PC Week за февраль 2000 следует, что взаимодействие собственных полей монитора и внешних электромагнитных полей может вызывать интерференцию, из-за которой изображение на экране начинает мерцать, вызывая ухудшение зрения и головную боль. Радикальные способы борьбы с этим явлением пока, по сведениям журнала, не найдены.

    КАК ПРЕДОХРАНИТЬ СЕБЯ И БЛИЗКИХ ОТ ВРЕДНЫХ ВОЗДЕЙСТВИЙ МОНИТОРА?

    Принимайте во внимание характеристики монитора при его приобретении! Желательно приобретать монитор со следующими характеристиками: 1) нелинейность гоpизонтальной и веpтикальной pазвеpток должна быть не более 1 пpоцента. 2)яpкость свечения экpана электpонно-лучевой тpубки должна составлять не менее 100 кд/кв.м. 3)изменение яpкости по площади экpана - не более 70 пpоцентов. 4)постоянное электpостатическое поле высокой напpяженности ---не более 500 В/м по всем стандаpтам. 5) Пеpеменное электpомагнитное поле высокой напpяженности - не более 10/1 В/м (MPR II - 25/2,5).

    Примечание для специалиста : Уровень электрического и магнитного полей регламентируется несколькими междунаpодными стандаpтами безопасности монитоpа - наиболее мягкий -MPR II, сpедний - TCO 92 , наиболее жесткий - TCO 95. Стандарты MPR и TCO различаются тем, что в MPR II нормы интенсивности электромагнитного поля соответствуют таковым в ТСО, но замеряются не на 30 см от экранной поверхности, а на 50 см.

    Самым безопасным для глаз монитором является монитор на жидких кристаллах и жидкокристаллический проектор, затем следуют профессиональные 15-дюймовые мониторы, 17-дюймовые мониторы и 14-дюймовые мониторы. Завершают список устаревшие мониторы с диагональю 14 дюймов выпуска ранее 1997 года. Условно нагрузку на зрение можно распределить так:

    Следовательно, час игры на устаревшем мониторе по нагрузке на зрение равноценен двум часам игры на хорошем мониторе.

    Общие нормы нагрузок для детей при работе с компьютером:

    Если Вы внимательно прочитали все вышеизложенное, то поняли, что безопасная продолжительность работы ребенка за компьютером зависит от многих обстоятельств. При хорошем оборудовании рабочего места и правильном подборе рода занятий время безопасной работы может быть значительно продлено, в два-три раза по сравнению со старыми нормами. И, наоборот, при плохой организации рабочего места даже общепринятые нормы могут быть вредны для здоровья.

    Российские специалисты по охране труда предлагают три вида нормативов:

    Вариант 1 - это стандартные нормы, рассчитанные Министерством здравоохранения в расчете на компьютерные классы выпуска ранее 1997 года (Данные России). Они предполагают обыкновенную школьную мебель, устаревшие дисплеи, простое программное обеспечение и отсутствие динамических игр.

    Вариант 2 - это более современные нормы, соответствующие нормам Лицея и примерно соответствующие специализированному домашнему рабочему месту. Они предполагают высококонтрастный дисплей, специальную мебель, наличие кондиционера и систем пылесбора, а так же работу в учебных программах (но не в Интернет).

    Вариант 3 - это вариант экстра-класса, предусматривающий работу с ЖК-дисплеем.

    Возраст, класс

    Время занятий на компьютере в зависимости от варианта

    Вариант 1

    Вариант 3

    запрещено

    30 мин/неделю.

    45 мин/неделю.

    2-3 классы

    30 мин/нед.

    45 мин/неделю.

    45 мин/неделю.

    4-6 классы

    1 час/нед.

    1,5 часа в нед., но не более 45 мин в день

    2 часа в нед., 1 час в день

    7-9 классы

    2 час/нед.

    2,5 часа в нед., не более 1 часа в день

    2,5 часа в нед., 1 час в день

    10-11 классы

    4 часа/нед.

    6 часов в нед., не более 1 часа в день.

    7 часов в нед., 1 час в день

    В процессе обучения применяется следующая система для старших классов: компьютерный урок занимает 1,5 астрономических часа в день. Он начинается с 15-минутной теоретической части, затем 30 минут работы, 15 минут перерыв, еще 30 минут работы.

    Заключение. Как снизить вредность компьютера

    Итак, вкратце резюмируем, какие бывают вредности и как их снизить:

    1. Снижение утомляемости глаз:

    Хороший дисплей 15 дюймов (14 и 17 дюймовый мониторы более утомительны); правильное расстояние до дисплея (45-60 см);

    Чтобы избавиться от бликов на экpане от дополнительных источников света ---они должны использоваться только для подсветки документов. Естественный свет должен падать сбоку (слева).

    Вpемя непpеpывной pаботы с монитором: для взpослого - 2 часа; для pебенка - 30 минут; пеpеpыв - не менее 15 минут

    Ограничение времени игры в игры, подобные Doom и работы в Интернете (самое вредное для зрения);

    Поощрение мультимедиа со звуком (расслабляет зрение).

    2. Снижение физического утомления (стесненной позы):

    Специальный компьютерный стул на газпатроне, без подлокотников;

    Специальный компьютерный стол с выдвижной доской под клавиатуру.

    3. Снижение психического напряжения:

    Ограничение времени игры в Doom (и в подобные игры) и работы в Интернете;

    Регулярные перерывы по 15 минут через каждые 30 минут.

    4. Снижение электромагнитного излучения:

    Установка монитора задней стенкой к стене;

    Исключение пыли в помещении; - умывание холодной водой после работы.

    Понижение в воздухе концетpации легких аэpоионов и повышение тяжелых аэроионов при работе монитора вызывает головные боли. Необходимо хоpошо пpоветpивать помещение и,пpи возможности, установить ионизатоp.

    Беpеменным и коpмящим матеpям pабота на компьютеpе запpещена (из-за возможного отрицательного действия электpомагнитного поля).

    Как проконтролировать ребенка:

    В последнее время на Западе достаточно часто встает вопрос, какую именно информацию получил ребенок из Интернета и чем он заниается на компьютере. Есть несколько простейших систем контроля.

    Первое. Когда ребенок работает, изредка смотрите на содержимое экрана. Как ни прост этот совет, многие родители, оставляя ребенка наедине с компьютером, напрочь забывают о нем.

    Второе. Есть такая интересная папка - C:/WINDOWS/Temporary Internet Files. Если в этой папке вдруг появились файлы с расширением.jpg, содержащие изображение голых женщин - значит, Ваше чадо посещало порносайты.

    Третье. Если ребенок стал отдельным пользователем на компьютере, зайдите в него под его логином и паролем. И посмотрите, какие игрушки находятся на рабочем столе. Если логина и пароля не знаете, проверьте папки c:/Program Files и c:/games, а так же корневой каталог. Там тоже видны установленные игры.

    Упражнения во время перерывов в работе с компьютером:

    Для того, чтобы дать вашим глазам эффективный отдых, переместитесь на участок с освещением, отличным от вашего рабочего места, снимите очки или контактные линзы, если вы их носите, и закройте глаза ладонями. Всматривайтесь в эту темноту в течение тридцати секунд, затем закройте глаза, перед тем как убрать руки, и медленно откройте их.

    Напряженные мышцы, особенно в области шеи и плеч, являются частой причиной головной боли. В перерывах работы с компьютером выполняйте растягивающие упражнения, чтобы расслаблять их - это поможет снять стресс и предупредит возникновение головной боли. Попробуйте выполнить упражнение, называющееся "шейные круги". Для максимальной пользы его следует выполнить несколько раз в течение примерно пяти минут: Поставьте ноги на ширине плеч. Медленно опустите подбородок на грудь и останьтесь в этом положении на несколько секунд. Глубоко дыша, выполните круговое движение головой вправо, пытаясь коснуться ухом плеча. Задержитесь в этом положении на несколько секунд, затем поверните голову влево, к левому плечу, опять делая паузу. Когда вы почувствуете, что мышцы расслаблены, начните медленно выполнять вращательные движения толовой вначале вправо три-пять раз, затем то же число раз влево. Закончите растягивающее упражнение (все еще глубоко дыша), подняв плечи вверх, пытаясь достать ими ушей, затем медленно опустите их. Повторите 5 раз.

    Для улучшения состояния легких, глаз, мышц шеи и кистей рук в перерывах между работы на компьютере я использую упражнение, заимствованное из йоги:

    1. Поставьте ноги на ширине плеч. Руки опустите вниз перед собой, сцепите пальцы «в замок» и выверните сцепленные кисти (ладони будут расположены плоскостью вниз).

    2. Одновременно с глубоким вдохом поднимите сцепленные руки вверх и максимально отведите их назад, прогибаясь всем туловищем назад и максимально растягивая все мышцы в паузу после достижения максимальной амплитуды движения («стиль» этого растягивания позаимствуйте у своей или соседской кошки - то, как она потягивается после сна).

    3. Вместе с глубоким (и шумным - со звуком) выдохом закройте глаза, полностью расслабьтесь, расцепите кисти, опустите их за шею и дайте им свободно упасть вниз вдоль вашего туловища. Одновременно расслабьте голову и дайте ей упасть вперед. В конце медленного выдоха немного согнитесь вперед в пояснице и подожмите живот (напрягите брюшные мышцы) для того, чтобы диафрагмой выжать весь «застоявшийся» воздух из ваших легких - такое глубокое завершение выдоха можно осуществить несколькими шумными выдыхательными движениями.

    4. Сделайте несколько таких медленных дыхательных циклов в начале и в конце комплекса упражнений. Упражнение нужно делать на балконе или хотя бы у открытой форточки. Степень сгибания рук в локтевом суставе при их поднятии и траектория их падения при выдохе может варьировать в зависимости от ощущений наибольшей «приятности» от различных способов выполнения этих движений.

    Кандидат медицинских наук Леонид Ростиславович Биттеpлих



     

    Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!