Влияние современных информационных технологий на организм человека. Влияние технологий на общественное развитие


Цели, которые общество ставит перед технологиями; задачи, которые призваны решать технологии
Свойства особенности технологий. Влияние технологий на общество, на окружающую среду
выгоды, получаемые от применения технологий
потребление ресурсов в технологических целях
вред, наносимый технологическими процессами
угрозы, которые несут в себе технологии
Оправданность применения технологий
Плодотворность применения технологий
Среда обитания человека как предмет воздействия технологий
Способы преодоления противоречий между последствиями применения технологий
Совокупность правил поведения, образ мышления, образ жизни, как технология

Значение технологий в современном обществе, место технологий в общественном устройстве

Современный человек помешан на технологиях.

Нас окружают компьютеры, сотовые телефоны, автомобили, навигаторы и горы других высокотехнологичных вещей.

Мы привыкли полагаться на технологии:
мы звоним по сотовой связи, чтобы решить важный для нас вопрос;
мы живем в интернете;
мы мчимся на встречу с деловым партнёром на мощном скоростном автомобиле или разговариваем с друзьями и знакомыми по скайпу и так далее, так далее, так далее.

Цели, которые общество ставит перед технологиями

Непосредственной или конечной целью технологий является удовлетворение потребностей людей. Технологии воздействуют на образ жизни людей.

Влияние технологий на общество, на окружающую среду

Широкое использование технологий приносит свои плоды:
наша жизнь становится насыщеннее;
на нас обрушивается неимоверное количество сведений, впечатлений;
мы быстро перемещается на значительные расстояния;
нас окружает множество полезных и удобных вещей.

Ослепительный блеск технологического рая может на какое-то время скрыть от глаз чрезвычайно приземлённое основание, на котором зиждется всё это изобилие.

Человек редко задумывается о том, что пользуясь плодами технологий он, по сути, потребляет ресурсы. Для создания разнообразных устройств, товаров, услуг, а также новых технологий требуются природные богатства.

Технологические процессы, приносящие человечеству всё новые и новые блага и удобства, как правило, являются прямыми (или косвенными?) источниками загрязнения окружающей среды.

Удовлетворяя одни потребности, человек с успехом создаёт другие, попутно собирая ворох проблем, порождаемых производственной деятельностью. Для решения новых проблем, которые горделиво именуются вызовами, лучшие умы человечества создают новые технологии.

Наверное, одной из самых главных угроз в этих обстоятельствах является укоренившееся представление сынов и дочерей человеческих, что технология является волшебным средством решения всех проблем, с которым сталкивается общество в своём развитии.

Оправданность применения технологий

Насколько оправдано безоглядное упование на технологии?

Наиболее ценными ресурсами для жизни человека являются чистая вода и чистый воздух. Эти ресурсы также наиболее востребованы различного рода технологиями.

Мы меняем воздух и воду на вещи, которые через некоторое время просто выбрасываем за ненадобностью. Можно ли назвать этот обмен разумным?

Всё что делает человек, приносит определённые плоды. Так или иначе, деятельность человека сказывается на нём самом.

Мы разъезжаем на автомобилях, и мы же дышим выхлопными газами.

Мы наводим чистоту в наших городах и превращаем реки в потоки нечистот.

Мы строим удобные жилища для себя, и мы же убиваем всё живое вокруг, задыхаясь в душных пыльных каменных джунглях и всё чаще наблюдая вместо солнца и неба фонари и облезлые стены.

Мы придумываем всё новые и новые технологии. Новые технологии, как правило, требуют больше ресурсов. Существует явное противоречие между выгодами от применения (новых) технологий и их ресурсозатратностью, загрязнением окружающей среды.

Плодотворность применения технологий

Используются ли технологии «на все сто»? Может быть, часто вместо полнокровного использования уже созданных технологий, человек стремится создать новую технологию для решения насущных или, быть может, кажущихся таковыми, задач.

Насколько хорошо налажено взаимное дополнение, взаимодействие между технологиями? Насколько интегрированы технологии в общественную, частную жизнь людей? Является ли действительно необходимым применение уже созданных и вновь создаваемых технологий?

Среда обитания человека как предмет воздействия технологий

Конечной целью технологий является изменение среды обитания и образа жизни человека.

Быть может разумно направить усилия на развитие технологий непосредственно, а не опосредованно влияющих на образ жизни людей?

К примеру, как мы получаем свет для своих жилищ.

Для удовлетворения потребностей в освещении мы придумали технологию производства электричества. Человек добывает из недр земли сырьё для своих электростанций - топливо. Современное топливо имеет органическое происхождение. То есть то, что мы сжигаем, чтобы получить электричество, когда-то было живым и росло благодаря солнечному свету. В итоге, получается, что мы тратим силы, время и средства, чтобы освещать наши жилища светом от Солнца, пришедшего на Землю миллионы лет назад. А ведь Солнце светит каждый день. При этом нам нужно еще произвести машины вырабатывающие электроэнергию.

Сложная, длительная цепочка преобразования ресурсов в благосостояние, удобства для людей. Зачем нужен такой замысловатый путь достижения удовольствий?

Способы преодоления противоречий между последствиями применения технологий

Возможно ли создание технологий, которые
уменьшают (снижают?) потребность в ресурсах
быть может, совсем не нуждаются в ресурсах?
не приводят к загрязнению окружающей среды?

Существуют ли простые (или относительно простые) пути решения задач по удовлетворению потребностей человечества?

Простым и привычным для нас является освещение. Рассмотрим освещение как технологию. В настоящее время мы разделяем естественное и искусственное освещение. Искусственное используется (или должно использоваться) когда недоступен солнечный свет. Разумное использование естественного источника света позволяет частично или даже полностью отказаться от искусственного освещения. И от сопутствующей траты ресурсов.

Есть ещё одно природное богатство, которое время от времени в прямом смысле падает на нас с неба. . В городах сейчас дождь и талый снег просто стекают в ливневую канализацию. Людям мешают дождь, снег: они борются с ними. Вместо того, чтобы использовать.

Образ мышления, образ жизни как технология

Описанный выше подход позволяет превратить разумное поведение, образ жизни, определённый подход к использованию природных богатств в технологию. Вместо создания новых технологий, требуется пересмотреть существующие способы производства благ и услуг.

Следует проверить технологии на предмет:
целесообразности использования;
возможности снижения или исключения вредного воздействия на окружающую среду;
разумности потребления ресурсов;
повторяемости (выполнения одних и тех же задач);
излишней сложности;
согласованности действий с другими технологиями.

Самые важные и самые существенные изменения в человеческом обществе – это изменения в сознании людей. Именно эти изменения позволят создать действительно новые технологии.

Агамирзоева Зарина А.

Студентка, Дагестанский государственный университет.

ВЛИЯНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕКА

В статье рассмотрено – положительное и отрицательное влияние информационных технологий на жизнь человека; проблемы, связанные с развитием этой отрасли, и необходимость её развития.

Ключевые слова : информационные технологии, развитие, влияние.

Agamirzoeva Zarina A .

Student, Dagestan state University.

INFLUENCE OF INFORMATION TECHNOLOGIES ON HUMAN LIFE

The article discusses the positive and negative impact of information technologies on human life and problems associated with the development of this industry, and the need for its development.

Keywords : information technologies, development, influence.

На дворе 21 век – век информационных и телекоммуникационных технологий. Появилось большое количество организаций, специализирующихся на той или иной отрасли компьютерных технологий, так как это наиболее актуальное и, идущее вперед, направление. Еще лет 20-30 назад человечество и представить не могло, что компьютер может уместиться на ладони, я говорю компьютер, так как обычный мобильный телефон поддерживает намного больше функций, чем первые компьютеры.

Многие страны перешли на т.н. «информационное общество», некоторые – в процессе перехода, в зависимости от факторов, влияющих на то или иное население. Все меньше уделяется внимания печатным изданиям: ученные говорят о том, что лет через 30 газеты, журналы, книги исчезнут с прилавков.

С одной стороны, электронные страницы – это хорошо, меньше вреда наносится окружающей среде, да и хранить большое количество информации легче и удобнее в электронном виде. С другой стороны – человечество становится все более зависимым от техники. Многие даже представить себе не могут, что будут делать, если, например, забудут дома телефон, это приравнивается к трагедии. Велико число тех, кто просто убивает время в социальных сетях, живое общение заменяется набором букв на компьютере, а жесты и мимика – смайликами. Да, это хорошо для тех, кто находится далеко друг от друга, или в силу каких – то других причин просто физически не могут увидеться. Но мы злоупотребляем такими благами, так как, живя по соседству – общаемся посредством сети и устройств. Люди просто перестали ходить в гости и просто видеться.

Стоит отметить, что информационные технологии (ИТ), прочно закрепившись в нашей жизни, также и облегчили нашу жизнь. Ведь сколько сил и времени уходило на вычисление экономических процессов, так как включается много факторов, влияющих на экономику, а если и вычислить как-то результаты экономических процессов одного предприятия, то на уровне одного региона или всей страны вычисления производились несколькими днями, да и точность этих вычислений оставляла желать лучшего. На сегодняшний день любые вычисления выполняются с помощью компьютеров. При этом результаты точные, и вычисляются за считанные секунды.

Созданы программы, помогающие банковским работникам, экономистам, бухгалтерам, проектировщикам, а об освоении космоса вообще человечество могло только мечтать. Этот список можно продолжать до бесконечности и перечислить все профессии, так как информационные технологии проникли практически во все сферы человеческой жизни. Знание компьютера – наиболее важное требование при трудоустройстве.

Еще одна из сфер, на которую повлияли информационные технологии – образование. В школах начали заводить электронные дневники учеников, с помощью которых родители узнают об успеваемости своего ребенка. В ВУЗах и других учебных заведениях преподаватели все больше практикуют скидывание лекций на электронные носители, а также практикуется самостоятельное изучение тем. Таким образом, потребность в посещении лекций уменьшается. Сдавая курсовую или дипломную работу на проверку, студент может просто скинуть свою работу преподавателю на электронную почту, сокращая при этом время, которое тратится на поездку к месту учебы, и время преподавателя: он может проверить работу в удобное время и переслать студенту с указаниями по доработке. В принципе, разница между очной и заочной формами обучения уменьшается: и в том и в другом случае студенты самостоятельно изучают темы.

Также стоит отметить значимость дистанционного обучения. У людей с ограниченными возможностями появился шанс получить образование, умственно развиваться.

Также информационные технологии сильно повлияли на качество расследований преступлений разного рода, от мелких нарушений на дороге до тяжких преступлений, связанных с гибелью человека. Появились разного рода детекторы лжи, программы, способные выявить местонахождение человека, позволяющие провести множество видов экспертиз, благодаря чему понижается процент ошибок при ведении следствий.

Процент ошибок уменьшился как в расследованиях так и в медицине. Это ещё одна сфера, где большой прорыв и скачок вперед был сделан благодаря информационным технологиям. Стали проводить операции на жизненно важные органы: от чего раньше умирали – сегодня лечится. В России, например, во всё больших регионах появляются реанимобили, оснащенные по последнему слову техники, что дает еще больше шансов больному выжить. Появилась возможность диагностировать любой орган и выявить болезнь: ошибиться здесь может только врач.

И в заключении хотелось бы отметить и выделить один важный критерий, играющий в нашей жизни важную роль: всё в наших руках. То, насколько мы будем зависимы от компьютера – определяем мы сами. Человек сам определяет, на что тратить время, как проживать жизнь. И если использовать ИТ и другие блага только в полезных целях и в меру – жить станет легче не только нам, но и будущим поколениям, и им не придется страдать от нашей невнимательности и лени.

Влияние техники на развитие производительных сил и общества в целом подчеркивалось многими историками, философами и культурологами. Рассматривая культурно-исторический процесс развития человеческого общества, многие ученые признавали большую роль в этом процессе технологического фактора и в первую очередь совершенствования орудий производства и использования новых источников энергии. В предыдущих главах была приведена периодизация истории, которая характеризует существовавшие общества именно с точки зрения развития техники производства. Если древнее аграрное общество основывалось на примитивных земледельческих орудиях, то пришедшее ему на смену аграрно-промышленное общество Средневековья отличается не только более совершенной техникой земледелия, но главным образом появлением новых средств труда и большого количества ремесленников, возникновением множества ремесленных цехов, а затем и отдельных мануфактур. Из этих мануфактур и сформировалось впоследствии индустриальное общество.

Наряду с совершенствованием орудий производства многие экономисты, историки, и экологи прогресс общества связывают с появлением новых источников энергии, с помощью которых орудия приводятся в действие. С этой точки зрения экологи, например, выделяют природные системы, полностью зависящие от энергии Солнца, благодаря которой стало возможным возникновение и существование растений и животных на земле. Единственным источником энергии у первобытных людей, занимавшихся собиранием плодов и растений, рыболовством и охотой, были собственные мускулы. В дальнейшем, с переходом к цивилизации и появлением древнего аграрного общества в качестве источника энергии стала использоваться сила прирученных домашних животных, а также энергия воды и ветра. Возникновение индустриального общества ознаменовалось использованием тепловой энергии в паровых машинах. С этого времени начинается также возрастающее применение сначала каменного угля, а потом и нефти в качестве наиболее эффективных энергоносителей; значительно повышается доля энергетических затрат на единицу человеческого труда. Именно по величине таких затрат некоторые историки и культурологи оценивают технический прогресс в обществе. Таким образом, признание роли техники росло вместе с прогрессом самой техники, начиная с первой промышленной революции и кончая современной научно-технической революцией, в корне изменившей характер технологии производства благодаря внедрению механизации, автоматизации и роботизации в различные сферы деятельности человека, а также использования энергии атома.

Широкое применение компьютеров и, основанной на них информационной техники на производстве, транспорте, автоматизация сложных вычислений в научных и технических расчетах, использование этой техники для облегчения бухгалтерской и статистической деятельности, наконец, внедрение ее в сферу обслуживания и быт свидетельствует о появлении первых зримых контуров будущего информационного общества. Такое общество одни исследователи называют посткапиталистическим, другие - постцивилизационным, третьи - постэкономическим, а большинство ученых - постиндустриальным, тем не менее, все сходятся в том, что его основу составляет информационная техника. Центральное место, которое занимает энергия в индустриальном обществе, постепенно переходит к информации, которая существенно меняет характер и структуру индустриального общества. Американский социолог Д. Белл, который впервые ввел в научный обиход понятие постиндустриального общества, указывает, что одной из важных особенностей такого общества является «переход от индустриального к сервисному обществу». Об этом свидетельствует, например, распределение рабочей силы в наиболее технически развитых странах. Так, еще в 1970 г. в США 65% рабочей силы было занято в сфере услуг, около 30% - в промышленности. и строительстве и неполных 5% - в сельском хозяйстве.


Коренным образом меняется роль научного знания, которое выступает в качестве направляющей силы социального развития. Как подчеркивает Д. Белл, «только во второй половине XX века произошло слияние науки и инженерии, изменившее самую сущность технологии». Действительно, в прошлом веке изобретатели могли еще работать независимо от науки, например, знаменитый Т.А. Эдисон, мог изобрести электрическую лампочку, фонограф и другие вещи, не имея никакого представления об электромагнитной теории Д. К. Максвелла. Сейчас положение существенно изменилось: именно наука выступает теперь в качестве непосредственной производительной силы, поскольку новейшие открытия ученых находят быстрое применение в производстве. В самом производстве, если раньше экономисты учитывали только комбинации капитала и труда при определении стоимости продукции, то теперь в новых отраслях решающее значение при осуществлении технологических инноваций приобретает научное знание. В этих условиях, естественно, по новому раскрывается роль техники и технологии производства как определяющей силы развития всего общества, на этой основе как раз и возник технологический детерминизм.

Сущность технического (технологического) детерминизма заключается в том, что среди всех факторов развития общества его сторонники выделяют именно технику как направляющую силу всего общественного развития. «В наступающем столетии, - пишет Д. Белл, - решающее значение для экономической и социальной жизни, для способов производства знания, а также для характера трудовой деятельности человека приобретает становление нового социального уклада, зиждущегося на телекоммуникациях. Революция в организации и обработке информации и знаний, в которой центральную роль играет компьютер, развертывается одновременно со становлением постиндустриального общества».

Одна из отличительных особенностей современного технологического детерминизма заключается в том, что в нем в качестве фактора развития общества выступает не только техника, но и новое научное знание. «Я стою на том, - заявляет Д. Белл, - что информация и теоретическое знание суть стратегические ресурсы постиндустриального общества. Кроме того, в своей новой роли они представляют собой поворотные пункты современной истории.

Первый поворотный пункт - изменение самого характера науки. Наука как «всеобщее знание» стала основной производительной силой современного общества.

Второй поворотный пункт - освобождение технологии от своего «императивного» характера, почти полное превращение ее в послушный инструмент. Современная технология открывает множество альтернативных путей для достижения уникальных и вместе с тем разнообразных результатов, при этом неимоверно возрастает производство Материальных благ. Таковы перспективы, вопрос лишь в том, как их реализовать».

Не подлежит сомнению, что в современном обществе, в условиях научно-технической революции роль техники и науки существенно изменилась, взаимодействие между ними настолько возросло, что наука стала оказывать решающее влияние на техникум превратилась в непосредственную производительную силу. Однако развитие техники напрямую зависит от социально-экономических условий, складывающихся в обществе; именно они являются основным детерминирующим фактором изменений в обществе. Решающую роль социальных факторов признают теперь и наиболее дальновидные ученые на Западе. Так, известный американский исследователь О. Тоффлер, подчеркивая огромную роль техники на современном этапе развития, который он называет «третьей волной» тем. не менее, выступает против ее технократического истолкования. «Драматизируя различия, - пишет он, - мы должны сказать, что в старом массовом промышленном производстве главным были мускулы. В развитых разукрупненных отраслях главными являются информация и общество. И это изменяет все». Новые рабочие убеждаются в том, что «потогонная система» уже не оправдывает себя, они лучше подготовлены и образованы. Поэтому они « представляют собой новую силу, и их число растет».

Все приведенные аргументы свидетельствуют о детерминированности технического прогресса потребностями и задачами общества. В конце концов, развитие общества зависит не столько от техники, сколько от людей, которые ее используют. Чем лучше техника соответствует их целям, тем больше они изменяют себя и общество, в котором живут. Таким образом, вопрос о роли техники и технологии производства необходимо рассматривать в контексте всех социально-экономических проблем развития общества.

Литература

Основная:

Общественное развитие и научно-техническая революция. - Л., 1982.

Белл Д. Социальные рамки информационного общества/ /Новая технократическая волна на Западе. - М., 1986.

Тоффлер О. Будущее труда // Там же.

Турен А. От обмена к коммуникации: рождение программированного общества // Философия истории. Антология. - М., 1995.

Дополнительная:

Bell D. The Coming of Post-Industrial Society. - New York, 1973.

Toffler A.P. owershift: Knowledge: Wealth and Violence at the at the Edge of 21 Century. - New York, 1990.

Туч Валерия Владимировна

студент 3 курса кафедры стандартизации, метрологии и управления качеством, Политехнического института Сибирского федерального университета, г. Красноярск

E- mail : Lerishe 93@ mail . ru

Борисенко Ирина Геннадьевна

научный руководитель, доцент кафедры начертательной геометрии и черчения института педагогики, психологии и социологии Сибирского федерального университета, г. Красноярск

В связи со стремительным развитием современного общества в сферу жизнедеятельности человека непрерывно увеличился темп развития и происходит проникновение информационных технологий, что обеспечивает эффективное функционирование и успешную эволюцию общественного мира.

Внедрение информационных технологий не только повлияло на современное общество, но и также проникло и в науку - к примеру в социологию.

Сейчас трудно представить социальные исследования без применения информационных технологий (компьютеров), т. е. это обработка социологических данных и их анализ, составления отчетов и презентации по социологии.

Проведя социальное исследование на тему влияние информационных технологий на современное общество, на примере образования (студент и преподаватель) мы пришли к выводу, что в настоящие время становится актуальной проблемой взаимоотношения между современными информационными технологиями и особенностями формирования целостного образовательного пространства. Применение в образовании компьютерных технологий предоставляют большие возможности, как преподавателю, так и студентам .

Появление компьютеров вызвало большой интерес к их применению в сфере обучения. Процесс компьютеризации необратим, остановить его не возможно. Все развитые страны разрабатывают и используют информационные технологии обучения. Это вызвано тем, что непосредственно компьютер увеличил производительность труда во всех сферах деятельности человека. В наше время многие учебные заведения не могут обходиться без компьютеров.

Но не смотря на стремительное и положительное внедрение в учебный процесс возникает вопрос - Почему же компьютеры не стали столь популярными средствами обучения? Из этого следует, во-первых, компьютер обладает «беспредельным терпением»: он будет повторять бесконечное количество раз и всё это без признаков усталости и неудовольствия. Во-вторых, он предоставляет выбрать тот темп обучения, который подходит именно вам, а не тем студентам, которые усваивают материал быстрее или медленнее, чем вы. И, в-третьих, когда вы сидите перед компьютером, он целиком и полностью занят только вами, т. е. «всё его внимание» - только вам.

Процесс обучения при помощи компьютера - это тот случай, когда компьютер выступает в роли «учителя». Обучение заключается в следующем, каждый этап усвоения учебного материала контролируется учителем. Суть процесса такого обучения может строиться по-разному: компьютер может предложить текст для чтения, упражнения, задачи, а также вопросы для ответов. Компьютерное моделирование позволяет упростить работу студента, а также сэкономить его время, благодаря выполнению сложных, к примеру чертежных работ или трудно выполнимых экспериментов. Следовательно, процесс вашего обучения строится на том, что с помощью компьютера студент собирает информацию, принимает решения и изучает результаты, к которым вас могут привести.

К положительным свойствам внедрения компьютера в образование можно отнести усиление интеллекта студента за счет вовлечения его в решение более сложных задач, развитие логического и оперативного мышления, повышение самооценки студента, его уверенность в способности решать сложные профессиональные задачи. Все это приводит к формированию позитивных личностных черт, таких, например, как деловая направленность, точность, аккуратность, уверенность в себе, которые переносятся и в другие области жизнедеятельности.

К отрицательным последствиям процесса компьютеризации следует отнести снижение интеллектуальных способностей студента при упрощении решения задач с помощью компьютера, информационная культура педагогов, готовность преподавателей к применению информационных технологий в обучении; техническое оснащение вузов.

Первым информационным технологическим объектом, который стремительно вошел в образовательный процесс является компьютер, но после за короткое время прочно проник в учебный процесс - это Интернет.

Интернет стремительно распространяется по всему миру, прочно внедрившись в образовательный процесс. Благодаря Интернету, студенты и преподаватели получают доступ к самым большим архивам знаний мира, спутниковым метеостанциям и тысячам других исследовательских и образовательных источникам и заведениям. Интернет способен обеспечить возможность дистанционного обучения, основанного на запросе. Преподаватели могут работать в сети не только со студентами, но и сотрудничать со своими партнерами по всему земному шару. Интернет являются той инфраструктурой, которая необходима всем учебным заведениям .

Возможности Интернета в образовании позволяют сделать процесс обучения более доступным и быстрым для любого пользователя сети. На каждом этапе обучения возможности интернета дают разный результат в зависимости от поставленной цели пользователя. Создаются такие условия для студента, при которых он, независимо от географического места положения, материального уровня, уровня образования может получить необходимые ему знания в требуемом объеме и широте.

Положительное влияние Интернета на образовательную сферу можно определить следующим образом: обучающиеся, живущие в отдаленных районах с образованием не достаточным тому, что есть в современном обществе, имеют возможность пользоваться информационными ресурсами о которых раньше можно было только мечтать; создание новых возможностей для интеллектуального сотрудничества; студенты со всего мира получили возможность общаться со своими коллегами из других стран, что создает новый уровень поликультурного образования; инвалидам стало проще получать образование .

Существуют и настораживают весьма обоснованные отрицательные черты Интернета: плагиат, скачивание чужих работ (рефератов, докладов, курсовых и дипломных проектов, диссертаций и т. д.); отказ от книг традиционных в пользу электронных; вред здоровью (нарушение зрения и слуха, психические расстройства); информация без цензуры (порнография, пропаганда самоубийств, экстремизм и т. д.); привыкание (приводит к зависимости, человек выпадает из реальной жизни) .

В процессе развития информационные технологии привнесли в образовательное пространство новые средства и способы обучения. Прежде всего, это касается дистанционного образования, т. е. наличие виртуальных учебников, позволяющих дать образование и без непосредственного общения с преподавателем. Такая форма обучения приобретает сегодня все большую популярность.

Понятно, что имеются свои плюсы и минусы, свои проблемы и издержки, и не может пока рассматриваться как наилучший вариант современного образования. Дистанционное образование не должно лишать общения студентов с преподавателем, т. к. наиболее эффективной формой контакта между преподавателем и обучаемым является личная беседа. Именно индивидуальная беседа взаимно обогащает диалог студента и преподавателя, позволяет добиться взаимопонимания, разрешить спорные и неясные вопросы.

Еще одним из информационных технологий является метод проведения занятий с помощью мультимедийных презентации. Мультимедийное обеспечение лекций дает возможность разнообразить материал, благодаря использованию новых технологий, преобразивших обучение, оно становится более привлекательным и позволяет студентам лучше понять сложный теоретический материал. Повышение познавательной активности студентов так же способствует мультимедийное обеспечение. Использование 3D графики и новых компьютерных технологий повышают осознание различных пространственных объектов на плоскости, развитию пространственного мышления у студентов и повышают их уровень освоения рассматриваемого материала.

Но не смотря на положительные стороны мультимедийных презентаций, есть свои причины их не использовать. Причины следующие: дорогостоящее оборудование; не квалифицированное использование техники. Несомненно, против их использования порой выдвигаются вполне обоснованные аргументы. Но если ответственно подходить к созданию презентации, то многих проблем можно избежать, а преимущества выгодно использовать.

Влияние информационных технологий на образование показывает как положительные моменты, так и отрицательные, но не смотря на это такое внедрение пришлось по нраву современным социологам, т. к. это положительно и стремительно влияет на исследования, изучения и наблюдения за современным обществом.

Список литературы:

  1. Влияние интернета на образование. [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://www.vfmgiu.ru/ (дата обращения: 05.05.2012)
  2. Катаргин В.Н., Корягин М.Е., Морозов Д.А. Оценка квалификации персонала на предприятиях автомобильного сервиса на основе математической модели обучения ремонтных рабочих. // Автотранспортное предприятие. 2011. - № 7. - Стр. 36-39.
  3. Катаргин В.Н., Писарев И.С. Ремонт агрегатов автомобилей управлением точностью размерных связей // Автомобильная промышленность. 2008. - № 3. - Стр. 27-29.
  4. Колин К.К. Информационные технологии - катализатор процесса развития современного общества / К.К. Колин // Информационные технологии. - 2003 - № 1. - С. 2-8.
  5. Кузюк И.Г. Современные компьютерные технологии в изучении курса графических дисциплин. // Сборник научных трудов Sworld по материалам международной научно-практической конференции. - 2012. - Т. 12. № 4. - Стр. 25-28.

Государственный Университет – Высшая Школа Экономики

Спецкурс направления

"Бизнес-информатика"

Творческая работа по теме:
"Влияние современных информационных технологий

на человека"

Выполнила: Денисова Дарья Сергеевна

ФДП, 11 класс, гр. 22

Дата: 08.04.2004

Часть I. Поиск информации по теме 3

Часть II. Реферат по теме "Влияние современных информационных технологий на человека" 4

1.1 Введение 4

1.2 Влияние ИТ на человека 4

1.3 Заключение 8

Перечень таблиц и иллюстраций 10

Дополнительная информация 11

Плюсы и минусы 12

Телеработа: не выходя из дома 12

Учиться стало легче, учиться стало веселей 13

От погремушек до "Тетриса" 13

Раб двух экранов? 13

Осторожно, КИТ! 14

Цифровое неравенство 14

Интернет 15

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗРЫВ: РАЗДЕЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА 16

Часть I. Поиск информации по теме


При подготовке к выполнению данной работы я использовала следующие информационные ресурсы:

Таблица 1. Использованные информационные ресурсы





Ресурс

Использовано

1

http://www.yandex.ru

Поисковая система

2

http://cyberlib.narod.ru/lib/critica/kitz.html

В.М. Бондаровская: Киты и люди: влияние современных информационных технологий на человека

3

http://www.imperativ.net/iprog/th05.html

Михаил Делягин: "Изменение миропорядка: доминирование и вызов"

4

http://is.tstu.tver.ru/3/article/art0018.htm

А.М. Атаян: "Информационная культура личности как условие существования и развития в информационном обществе"

5

http://psynet.by.ru

Е.П. Белинская: "Человек в информационном мире"

6

http://www.mina.ru

Фотографии

Часть II. Реферат по теме "Влияние современных информационных технологий на человека"

    1. Введение

Влияние современных информационных технологий на человека – тема, как мне кажется, практически необъятная. В работе я постаралась выделить несколько основных и, на мой взгляд, самых показательных аспектов, иллюстрирующих это влияние, а именно:


  • Доступность информации

  • Более широкие возможности человека и человечества в связи с нововведениями во всех сферах жизни
Кроме того, в этой работе на основании информации из источников (см. Двойственность влияния развития ИТ ) я привожу "плюсы и минусы" этого влияния.
    1. Влияние ИТ на человека

1.1.Основные аспекты влияния


Многие достижения научно-технического прогресса оказывают влияние на отдельного человека, общество в целом, окружающую среду. Например, транспорт сокращает расстояния и в то же время вредит окружающей среде. Промышленность создает продукцию, нужную людям, и в то же время истощает природные ресурсы.

Информационные технологии, несмотря на их "экологическую" чистоту, также оказывают как позитивное, так и негативное влияние. Рассмотрим те и другие подробнее.

Основные аспекты влияния информационных технологий на человека рассмотрены в Таблице 2 .

Таблица 2. Аспекты влияния ИТ на человека


Аспекты влияния ИТ на человека



Примеры

Иллюстрация



Прошлое

Настоящее

Передача и получение информации

Количество информации

Марафонский гонец: 40 км за несколько часов, чтобы передать, в сущности, 1 бит информации – "Победа!".

Мегабайты информации передаются за считанные минуты на любые расстояния.

Затраты на передачу

Качество информации

Запоздалая, возможно, неактуальная, "застывшая", при больших объемах – труднотранспортируемая.

Своевременная информация, динамичная (звук, видео и пр.) и даже интерактивная.

Носители информации

Уникальные, нередактируемые, нехранимые, трудновоспроизводимые (наскальная живопись, письма)

Редактируемые, хранимые, легко воспроизводимые и размножаемые



Доступность информации

Где достать?

Чтобы узнать, есть ли телефон Nokia 7200 в магазине, надо в него пойти, возможно, даже не в один.

Интернет дает возможность узнать о существовании или наличии чего-либо сразу во многих местах.




Как достать?

Знаю ЧТО – "Приключения Тома Сойера". Знаю ГДЕ – библиотека Конгресса США. Проблема –КАК попасть в США?

Нажать на ссылку … →

Приключения Тома Сойера

Хочу сама не знаю чего: что-нибудь

"оранжевое круглое на ножках"


???

Запрос в поисковой системе Яndex: "оранжевое круглое на ножках " – что-нибудь да найдется…

Результат поиска : страниц - 20 , сайтов - не менее 9
Например, грибы ленинградской области-cantharellus cibarius Fr-Лисичка обыкновенная

Сходство имеет с лисичкой ложной, или кокошкой, которая отличается от обыкновенной красновато-оранжевым цветом, более круглой шляпкой и полой ножкой .



ПОЯВЛЕ-НИЕ НОВЫХ:

форм предоставления информации

Телетекст, Интернет-сайты , неявная кодированная информация (RDS – в автомагнитолах, GPS – предоставление координат со спутника, G-code – запись видео по коду программы, а не по таймеру)

средств коммуникаций

электронная почта, мобильная и спутниковая связь, короткие и мультимедийные сообщения (SMS и MMS),

способов обучения

Интернет-школы, дистанционное обучение, обучение с помощью компьютера



видов занятий, развлечений, профессий

Компьютерные игры, работа вне офиса (на дому, телеработа), участие (непрофессиональное) в электронных торгах, хакерство, виртуальные путешествия, общение (чаты, знакомства)




средств в культуре и искусстве

Компьютерный дизайн, компьютерные эффекты и графика, обработка и доработка мультимедиа


1.2.Двойственность влияния развития ИТ


Из приведенной таблицы может показаться, что влияние ИТ на человека положительно в большинстве случаев. Однако, в работах некоторых авторов приводятся данные о существенных негативных последствиях развития ИТ. Специфика ИТ состоит в том, что их негативное воздействие не столь очевидно, как, например, негативное влияние тяжелой, химической и других отраслей промышленности. И в большей степени оно проявляется не в окружающей среде, а в жизни отдельных людей и общества в целом.

На основании ознакомления с приведенными выше источниками я выделила основные положительные и отрицательные последствия развития ИТ.

Плюсы


  • Информационные технологии облегчают жизнь, уменьшают затраты

  • Увеличение свободы человека

  • Фактически пали географические границы

  • Включенность отдельного человека в проблемы выживания на планете

  • Доступность информационных ресурсов

  • Влияние на развитие регионов i
Минусы

  • Мир становится все более абстрактным

  • Ослабление и оглупление человека

  • Информационные технологии "захватывают" человека в плен виртуальной реальности

  • Зависимость человека от ИТ

  • Обезличивание человека (в т.ч. потеря творческой струнки)

  • ИТ может являться инструментом психологического давления

  • Разделение человечества в связи с технологическим разрывом ("цифровое неравенство" )

  • Глобализация ii
    1. Заключение

В заключение можно привести цитату из статьи "Киты и люди: влияние современных информационных технологий на человека" В.М. Бондаровской, с которой я полностью согласна:

"Мы не можем да, наверное, и не хотим остановить поток хлынувшей на нас информации, не хотим лишить себя радости работы с применением КИТ, доступа к библиотекам мира, увлекательных путешествий по мировым музеям с помощью Интернета. Однако, нам необходимо осознать, что мир стал иным, что надо создать новую культуру жизни с КИТ, научиться пользоваться этими технологиями, не теряя способности критически мыслить, чувствовать, общаться".

G
GPS 6

Аспекты влияния 4

Библиотека Конгресса США 5


в

виды занятий, развлечений, профессий 6

Влияние на развитие регионов 7

Глобализация 7

дистанционное обучение 6

Доступность информации 5

Затраты на передачу 5

Интернет-сайты 6

Интернет-школы 6

Качество информации 5

Количество информации 5

компьютерные эффекты и графика 6

Компьютерные игры 6

Компьютерный дизайн 6

мобильная и спутниковая связь 6

мультимедиа 6

Носители информации 5

оранжевое 6

Передача и получение информации 5

Плюсы 7

Поисковая система 3

ПОЯВЛЕНИЕ НОВЫХ… 6

Приключения 5

способы обучения 6

средства в культуре и искусстве 6

средства коммуникаций 6

телеработа 6

Телетекст 6

технологический разрыв 7

формы предоставления информации 6

Фотографии 3

хакерство 6

цифровое 7

ч
э

электронная почта 6

Перечень таблиц и иллюстраций

Таблица 1. Использованные информационные ресурсы 3

Таблица 2. Аспекты влияния ИТ на человека 5

Дополнительная информация


Назад

Киты и люди: влияние современных информационных технологий на человека


В.М. Бондаровская, канд. психол. наук
Ассоциация компьютерной экологии, президент

В начале беседы приведем данные некоторых исследований, обнародованные на Второй всероссийской научно-практической конференции "Проблемы информационно-психологической безопасности"

Ю. Кудрявцева и ее коллеги провели исследование "Видеосреда как фактор агрессивного поведения" и проследили, насколько удовлетворяет потребности человека видеопродукция, находящаяся на рынке России (естественно, эти данное можно отнести и к Украине). Была использована наиболее известная иерархическая классификация потребностей известного американского психолога Абрахама Маслоу


  1. Физиологические потребности.

  2. Потребность в самосохранении.

  3. Потребность в любви, привязанности и принадлежности к группе.

  4. Потребность в уважении, самоуважении и признании.

  5. Потребность в самоактуализации.
Был проведен контентанализ 1198 названий видеофильмов. Оказалось, что 38% названий не отвечают ни одной из пяти групп основных потребностей. Из оставшейся части названий 63% связаны с потребностью в самосохранении 9% - с физиологическими потребностями человека, в подавляющем большинстве - с сексуальной потребностью. Сравнив современную видеосреду с той, в которой пребывало население Советского Союза, исследователи пришли к выводу, что она стала более агрессивной (и это на фоне почти несформированных механизмов психологической защиты!)

А. Хлопьев изучал роль СМИ в обеспечении информационно-психологической устойчивости общества. Оказалось, что блоки новостей у психологически незащищенного постсоветского человека вызывают значительно больше негативных эмоций, чем позитивных, Среди негативных ощущений ключевую роль играют тревога (59,6%), беззащитность (58,1%), усталость (57,9%), унижение (50,5%), страх (48,9%). Среди позитивных установок респондентов преобладают интерес (44,7%) и надежда (24,3%). Незначительное число респондентов назвали доверие (13,7%), спокойствие (7,1%), бодрость (6,2%), защищенность (3,4%). А Хлопьев пришел к выводу, что дегуманизация информации дезорганизует индивидуальное, групповое и массовое сознание, вызывая у людей чувство переживания непреодолимости жизненных обстоятельств.

В. Андропов выделил два характерных явления, которые возникли в мире глобальных информационных коммуникаций

1) интеграция интеллектуальных агентов в большие самоорганизующиеся системы с гибко перестраивающейся структурой для решения сложных, заранее неизвестных и быстро меняющихся задач;

2) специализация интеллектуальных агентов внутри таких систем с увеличением степени их зависимости от информации, поставляемой другими агентами.
* * * *

Мы живем на рубеже столетия и тысячелетия одновременно Осознание человечеством вообще и каждым человеком в отдельности этого волнующего события полно романтики, предчувствий, страхов и прогнозов.

Определяя основные особенности уходящего столетия, многие экономисты, философы, политики стараются заглянуть в будущее и спрогнозировать жизнь человечества в XXI в. Анализируя основные философские вехи, определяющие лицо человечества, входящего в новое тысячелетие, можно констатировать, что информация как философская категория за последние десятилетия заняла прочное место среди наиболее общих философских категорий, в значительной степени определила картину современного мира. Как отмечает представитель Международного совета по дистантному (дистанционному) обучению А. Триндад, некоторые прогнозы современных философов и футурологов основаны на вере в то, что именно инновации в информационных и коммуникационных технологиях, рост уровня и мощности телекоммуникационных сетей будут играть ведущую роль в изменениях, происходящих в обществе и в жизни каждого человека. Как и многие другие специалисты, А. Триндад обеспокоено утверждает, что последствия информатизации общества трудно предсказать. Уже сегодня произошло множество изменений, которые важно осмыслить и научиться с ними жить.

Можно выделись самые важные направления развития коммуникационных и информационных технологий (КИТ) и их результаты, которые оказали наиболее значительное влияние на бытие современного человека. Это телекоммуникации, под которыми специалисты понимают прием и передачу по разнообразным электромагнитным средам разнообразных сигналов (знаков, символов): факсимильная и мобильная связь, мини-АТС и т.п. Это усовершенствование персональных компьютеров и подключение их к сети Интернет, доступ к Web-ресурсам, возникновение виртуального всемирного компьютерного пространства. Это "телевизор в каждом доме", спутниковое телевидение, видеофильмы и видеоигры.

Плюсы и минусы

Человек живет сегодня в мире, который с каждым днем становится все более абстрактным Упрощенные картинки (пиктограммы) ведут нас по улицам, общественным зданиям, компьютерным программам, можно сказать без преувеличений - по жизни. Телевидение показывает нам непрерывный ряд картинок, цветных и двигающихся, создавая иллюзию, что мы "находимся там". " А мы, как образно заметил по этому поводу профессор Массачусетского технологического института Дж. Вейценбаум, находимся в плену у людей, не обязательно имеющих сходные с нами интересы, ценности и вкусы. Именно эти люди выбрали сюжеты, угол съемок, все то, что мы видим на экране. Более того, за счет возможностей телевидения мы погружаемся в события, которые никогда не происходили, но которые выглядят настолько реальными, что мы часто отождествляем их с действительностью .

Мобильный телефон, который мы носим с собой повсюду, компьютер в офисе, в машине и дома, факс, игровые приставки - вот атрибуты современного человека во многих странах. В определенном смысле фактически пали географические границы. Стоит произойти стихийному бедствию, как через глобальную спутниковую связь об этом оповещаются люди всей планеты, бросаются на помощь спасатели, правозащитники, правительства, просто добрые люди. Несомненной заслугой современных КИТ является включенность отдельного человека в проблемы выживания на планете Земля

Вспомним, как семь-восемь лет назад мы пользовались услугами почты, которая почему-то медленно и нерегулярно доставляла корреспонденцию. Сколько стрессов пережили те, у кого сорвались сделки или поездки из-за не вовремя доставленной или потерявшейся корреспонденции! Сколько раз сжималось сердце матери из-за того, что письма от находящегося очень далеко сына или дочери приходили нерегулярно. Стоившие же очень дорого телефонные переговоры из-за плохого качества связи приносили одни разочарования.

Как часто мы, ученые, горевали об отсутствии в библиотеках нужных книг и журналов, сетовали на бедность и на опеку КГБ. Какими захватывающими, прямо-таки детективными, выглядели истории о том, как отечественный ученый, вырвавшийся в загранкомандировку, мог воспользоваться всемирной сетью библиотек и - о, счастье! - получить ксерокопию нужной научной монографии и привезти ее с собой.

Теперь и мы имеем доступ к Интернету, основная идея создания которого состоит в том, чтобы любой человек мог найти практически всю информацию, относящуюся ко всем сферам жизни. И все это с помощью нескольких движений руки, управляющей мышью! Интернет воспринимается людьми как громадное и либеральное средство коммуникации. Любой ребенок, скажем, в России или в Канаде, может написать ровеснику в США или в Украине так же легко, как и другу в своем родном городе Житель самого отдаленного региона без труда получает доступ к фондам лучших библиотек и к разнообразной справочной информации (конечно, при наличии компьютера, подключенного к "всемирной паутине").

Телеработа: не выходя из дома


Развитие КИТ оказало влияние па все сферы жизни и деятельности человека. Среди наиболее впечатляющих можно назвать использование телекоммуникаций для работы вне традиционно централизованного рабочего пространства. Так называемая телеработа была исследована по линии Европейской комиссии и Европейского фонда по улучшению жизни и условий труда. В соответствии с докладами, представленными пятнадцатью странами ЕС, телеработа была квалифицирована как работа, выполняемая человеком (нанятым работником, "самонанятым" работником и т.п.), производимая в течение большей части рабочего времени вне традиционного рабочего пространства. Главной особенностью телеработы было названо использование новейших информационных технологий.

В целом с развитием КИТ работа человека постоянно переживает революционные изменения. Изменилось не только содержание труда, так называемые трудовые задания, но и пространственные, временные особенности жизни работающего человека. С одной стороны, человек как бы стал более свободным: не надо идти через проходную, испытывая стресс из-за страха опоздать на одну минуту, не надо ехать за какой-нибудь нужной информацией через весь город или даже в другую местность, есть возможность рассчитывать свое личное время. Специальная комиссия Европейского Союза отметила, что телеработа может служить шагом к увеличению занятости населения, повышению гибкости рабочего пространства и рабочего времени.

С другой стороны, был отмечен и ряд негативных моментов. Так, длительная работа, тем более в ночное время, может иметь неблагоприятные последствия для здоровья работника. Выражалась обеспокоенность по поводу того, что дома рабочие места плохо оборудованы, то есть при их оснащении не соблюдены требования эргономики и гигиены труда, что является фактором риска для работника, способствует повышению утомляемости. Некоторые национальные эксперты стран ЕС выражают обеспокоенность появлением "работоголической" тенденции.

Учиться стало легче, учиться стало веселей


Огромные возможности появились и в сфере образования. Вспоминается энтузиазм специалистов по КИТ в связи с появлением в 60-х годах программированного обучения. Казалось, что вот, наконец, найдена технологическая возможность индивидуализировать обучение - дать возможность одаренным учащимся двигаться быстрее и обеспечить им доступ к большему количеству информации, а отстающим - двигаться медленнее, наверстывая упущенное. Тогда началось мощное движение по автоматизации библиотек, созданию компьютерных обучающих программ и несколько позже - по защите здоровья пользователей компьютеров.

Мы хорошо помним те времена, когда компьютеры были недоступны для простого человека - и дорого, и сердито. Только специально обученные, особо одаренные люди имели свободный доступ к ПК.

В конце XX в. в жизни человека произошла еще одна революция - революция междисциплинарности. На фоне поразительных успехов в производстве средств телекоммуникаций, компьютерной техники, которые сами по себе никогда не обеспечили бы глобальной информатизации, благодаря сотрудничеству лучших специалистов в областях информационных технологий, психологии и эргономики были преодолены трудности использования КИТ на уровне пользователя. Сегодня любой житель планеты с начальным образованием может воспользоваться достижениями КИТ. Поражают воображение возможности так называемого дистантного обучения. Вызывает энтузиазм, например, сообщение о студенте из Германии, который учится в Запорожском университете и с помощью Интернета пользуется фондами немецких библиотек. Новые информационные технологии предоставляют фантастические возможности учителям и родителям в развитии способностей детей с использованием компьютерных энциклопедий, высокопрофессиональных учебных программ, учебных игр и т. п.

От погремушек до "Тетриса"


И развлечения тут как тут! Они тоже приблизились к человеку, к его дому и рабочему месту. Индустрия телевизионных и компьютерных игр - это еще один подарок КИТ человечеству. "Какой там подарок! - скажете вы, - это же новый вид наркотиков". Действительно, КИТ породили новый вид культуры. Как отметил Н. Носов, один из участников Второй всероссийской научно-практической конференции "Проблемы информационно-психологической безопасности", компьютерные технологии породили специфическую субкультуру - так называемый киберпанк, формирующий специфическое мировоззрение, которое в силу его искусственного происхождения предоставляет возможности достаточно легкого управления человеком. Проблема негативного воздействия КИТ на все сферы жизни человека поднимается не только Н. Носовым, который утверждает, что "новое поколение виртуальных компьютеров, т. е. дающих возможность строить компьютерные виртуальные реальности, предоставляет еще и специальные технические средства манипулирования сознанием и поведением" на все сферы жизни.

Раб двух экранов?

Так зависит или нет человек от мира КИТ? Безопасен ли этот мир? Как пребывание в виртуальной реальности влияет на физическое и психическое состояние человека, если хотите, даже на сохранение его жизни? Эти вопросы волнуют сегодня многих.

Несомненно, в КИТ заложена уникальная возможность определять восприятие событий человеком и формировать его вкусы, пристрастия, мировоззрение, поведение. В истории человечества не было подобных средств массового воздействия.

Дж. Вейценбаум, например, полагает, что КИТ исказили жизненное пространство человека. Он высказывается весьма красочно и резко: "Возможно, самый большой эффект воздействия телевидения в мире - это почти полное оглупление большой части населения, особенно детей. По вечерам тотально бессодержательные драмы, часто с абсолютно немотивированным насилием, заполняют телевизионные экраны в миллионах домов. Зрители сидят перед экраном, позволяя звукам и образам, струящимся с него, обволакивать себя теплым туманом, превращать свой ум в кашу. Люди отправляются в постель без малейших воспоминаний о проведенном вечере, о жизни. Никакие разговоры, никакие мысли не проскальзывают в семье". Дж. Вейценбаум и многие другие ученые считают современного человека рабом двух экранов - телевизионного и компьютерного. Знания о мире поступают с телевизионного экрана, а компьютерный экран становится авторитетом при получении "ответов" на все возникающие вопросы. Настоящий мир как бы отходит на второй план. Да еще плюс влияние компьютерных игр на все сферы жизни увлеченного игрока - его физическое и психическое здоровье, переход к виртуальным ценностям, вплоть до виртуальных представлений о жизни и смерти человека , зависимость от средств связи, особенно усилившаяся с появлением мобильного телефона.

Всемирная организация здравоохранения определяет пристрастие как "патологическое отношение к переживанию, событию, вещи, способное изменить настроение и душевнее состояние человека и влекущее за собой тяжелые последствия для жизни. Это то же самое, что и пагубная привычка <...>. Человек лишается самого основного, без чего он уже не может быть человеком: творчества и свободы".

Впервые я серьезно задумалась о зависимости людей от КИТ в 1997 г. в Торонто на конференции "WebNet". На ней были представлены самые разнообразные учебные программы, использующие КИТ. Я задала одному из докладчиков вопрос: "А не считаете ли Вы, что современные информационные технологии становятся для человека зависимостью, пристрастием нового типа?" - "Да, но это же лучше, чем наркотики ", - был ответ.

Не обсуждая, что лучше, что хуже, согласимся с тем, что человек оказался незащищенным перед натиском КИТ. В мире КИТ человек имеет дело не с реальной жизнью, а с моделями. И существует опасность перепутать модель с реальностью. Ужаснувшись случаям расстрела американскими школьниками своих сверстников и учителей (об этом писали во всем мире), я подумала "А нет ли связи между виртуальностью смерти в видеоиграх и той фантастической легкостью, с которой эти дети стреляли в живых людей? Может быть, подсознательно ребята верили, что, когда игра закончится, те, а кого они стреляли, поднимутся, как ни в чем ни бывало". И как бы в подтверждение моих мыслей недавно в одной из киевских газет была напечатана маленькая заметка, где приводились слова мальчика - "Папа, убей меня. У меня в запасе осталось еще пять жизней". Даже если это была очередная игра, в словах, которые произнес ребенок, отчетливо прослеживается ощущение виртуальности важнейших для человека событий.

Осторожно, КИТ!

Мы не можем да, наверное, и не хотим остановить поток хлынувшей на нас информации, не хотим лишить себя радости работы с применением КИТ, доступа к библиотекам мира, увлекательных путешествий по мировым музеям с помощью Интернета. Однако, нам необходимо осознать, что мир стал иным, что надо создать новую культуру жизни с КИТ, научиться пользоваться этими технологиями, не теряя способности критически мыслить, чувствовать, общаться.

Именно поэтому в последнее время особенно актуальными стали вопросы информационно-психологической безопасности человека. Эта проблема привлекла к себе внимание как раз в связи с негативным воздействием глобальных коммуникаций, видеосреды, средств массовой информации на психическое здоровье отдельного человека и нации в целом. Как отмечает российский ученый В. Лепский, "негативные информационно-психологические воздействия - это, прежде всего, воздействия на личность, на ее представления и эмоционально-волевую сферу, на групповое и массовое сознание, инструмент психологического давления с целью явного или скрытого побуждения индивидуальных и социальных субъектов к действиям в ущерб собственным интересам в интересах отдельных лиц, групп или организаций, осуществляющих эти воздействия". По словам В. Лепского, анализ таких манипулятивных воздействий показывает, что они отличаются высоким профессионализмом, прежде всего психологическим, и появлением новых форм и средств "скрытого" воздействия на индивидуальное, групповое и массовое сознание. И если учесть, что на территории бывшего Советского Союза в течение более чем 70 лет у населения не формировалось критическое мышление, то не удивительно, что мы оказались лишенными каких-либо механизмов психологической защиты перед миром КИТ.

В настоящее время обсуждается проблема связи виртуальной компьютерной технологии с философией виртуальности и виртуальной психологией. В СМИ Украины поднимаются вопросы информационной безопасности страны. Возникают проблемы кросс-культурного (межкультурного) характера, остро стоят вопросы этики использования глобальных коммуникаций, вторжения в информационное пространство банков и даже военных ведомств. Одним из последних "подвигов" хакеров было проникновение в Шанхайскую компьютерную информационную сеть, декодирование номеров счетов и паролей около 500 клиентов, что нанесло ущерб более чем на $20 млн. Всеобщее беспокойство вызывают порнографические страницы в Интернете.

Все чаще в печати появляются страшилки о вреде компьютеров, о болезнях, возникающих при использовании мобильных телефонов. КИТ прочно вошли в нашу жизнь и принесли с собой множество новых проблем. Задача человечества - освоить новые технологии, поставить их на службу обществу и гуманизму, создать и освоить новую коммуникационную культуру. Многие элементы культуры использования КИТ уже существуют, их надо осваивать. Иные надо создавать. Откладывать некуда, эти вопросы надо решать здесь и сейчас.

Назад
Назад

Цифровое неравенство

Существуют целые слои общества, которые либо никогда, либо только в отдаленной перспективе смогут начать пользоваться Интернетом. На Западе в связи с этим используется специальный термин цифровое неравенство (digital divide), означающий разделение общества на основе его доступа к современным информационным технологиям.

Фактические понятие цифрового неравенства имеет два проявления. Во-первых, это еще один вид социального неравенства, означающий неравный доступ к современным информационным технологиям в зависимости от уровня доходов (т.е. социального статуса), а также в меньшей степени от возраста, т.к. люди наиболее старших поколений в целом плохо восприимчивы к технологическим модернизациям. Во-вторых, отсутствие достаточных средств и инвестиций на развитие интернет-инфраструктуры также является причиной дифференциации пространства с точки зрения доступа к информации и еще одним дополнительным фактором сегрегации населения: в настоящее время среднестатистический житель крупного города России имеет гораздо больше возможностей пользоваться Интернетом (дома, на работе, в школе, университете, интернет-кафе и т.д.), чем жители более мелких населенных пунктов и особенно сельской местности. По мере дальнейшего развития информационных технологий проблема цифрового неравенства может стать еще острее. В настоящее время среди всех пользователей Интернета в России доля пользователей, проживающих в городах с населением свыше 1 млн. чел. превышает 40% [по данным "Мониторинга российского Интернета. Всероссийский опрос". (http://www.monitoring.ru)].

Развитие информационных технологий и в т.ч. Интернета в России фактически в настоящее время способствуют дальнейшему углублению различий в образе и уровне жизни между крупными и мелкими населенными пунктами. Крупные города и региональные центры (особенно столицы - Москва и Санкт-Петербург) за счет больших финансовых возможностей и мобильности населения оказываются гораздо более вовлеченными в современные процессы глобализации и информатизации, тем самым способствуя дальнейшему усилению социального и в т.ч. цифрового неравенства в стране.

Назад
Назад

Интернет

На данный момент в современном обществе происходит неудержимое развитие информационных технологий, особенно в области мультимедиа, виртуальной реальности и глобальных сетей. Использование этих технологий в различных сферах жизнедеятельности человека породило немало философских, теоретико-методологических и социально-экономических проблем.

Наибольший общественный резонанс вызывает феномен глобальной компьютерной сети Интернет. Интернет представляет собой удобный источник разнообразных сведений, качественно меняющий всю систему накопления, хранения, распространения и использования коллективного человеческого опыта. Освоение Интернета - это освоение новой информационной среды со специфическими средствами деятельности в ней. Эти средства позволяют не только оперативно получать информацию, но и развивают мышление, дают человеку возможность по-новому решать творческие задачи, изменять сложившийся стиль мыслительной деятельности. Интернет, являясь достижением ХХ века, несомненно, определяет успех информатизации общества в ХХI веке.

Однако на сегодняшний день наблюдается постепенный отход от восторженности возможностями Интернет к осознанию и поиску путей разрешения различных проблем, вызванных все более широким использованием средств телекоммуникаций в различных сферах жизнедеятельности человека. Диапазон этих до экологических. Такое отношение к использованию современных информационных технологий отражает необходимый и естественный этап развития общества. Ведь основным объектом, подвергающимся влиянию информационных технологий, является человек. Технические и информационные средства становятся некоторым продолжением не только тела человека, но и его разума. Расширяя свои возможности, человек все больше и больше попадает в неосознанную зависимость от искусственной техносреды, им же самим созданной.

При столь качественно новых социальных преобразованиях, естественно, изменяются и требования к членам общества. Что является необходимым условием для комфортного существования личности в информационном обществе? Как подготовить личность во всех ее аспектах к гармоничному развитию? Кто и как должен этим заниматься? Попытаемся найти ответы на поставленные вопросы.

Для обеспечения успешности решения проблем, возникающих в процессе информатизации общества, необходимо, на наш взгляд, формировать и развивать информационную культуру личности. И решать эту задачу призвана система непрерывного образования, различные ступени которой также испытывают влияние информатизации. Из всех социальных институтов именно образование является основой социально-экономического и духовного развития любого общества. Образование определяет положение государства в современном мире и человека в обществе. Если информатизация образования утратит гуманитарный аспект, то общество неминуемо подвергнется риску деградации человеческих отношений и контактов как основы взаимопонимания. Создание принципиально новой техники не сделало машины основным фактором социальной жизни, а лишь увеличило роль и значение собственно человеческих факторов. Технократические тенденции электронного обучения оказываются несовместимыми с основной тенденцией современного образования, состоящей в переходе от знаниевой к личностной парадигме педагогического процесса. Перед образованием на современном этапе ставятся задачи разработки методологии, методов и способов соединения информационных, демонстрационных и интерактивных возможностей компьютерных технологий, в том числе Интернет, в целях достижения образовательного и развивающего эффекта в становлении личности.

Исходя из текущего состояния информатизации общества, необходимо расширить уже сложившееся представление об информационной культуре личности. Для безопасного существования и гармоничного развития членов общества информационная культура должна отражать следующие аспекты: информационная этика, эстетика, эргономика информационных технологий, информационная безопасность, не только в смысле защиты информации, но и в смысле защиты человеческой психики.

Назад
Назад

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗРЫВ: РАЗДЕЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА


(Выдержки из статьи "Изменение миропорядка: доминирование и вызов")

Обособление во всех странах групп людей, работающих с современными информационными технологиями, в «информационное сообщество» неизбежно ведет к концентрации этого сообщества в наиболее развитых странах.


Ведь такое сообщество может быть относительно устойчивым только в относительно богатом и демократическом обществе, способном обеспечить его членам материальный достаток, признание и, что ничуть не менее важно, профессиональную среду обитания. На примере нашей страны мы слишком хорошо знаем, что интеллект, даже если и выживает, то, во всяком случае, не воспроизводится в бедности и опасности.
Столь неблагоприятные условия оставляют специалистам - особенно такой быстро обновляющейся и требующей постоянного общения сферы, как современные информационные технологии - крайне ограниченный и весьма жесткий выбор. Они либо выталкиваются общественной средой в более развитые страны, либо стихийно уничтожаются ей как профессионалы на месте. Именно благодаря этому происходит весьма быстрое перетекание «информационного сообщества» из остального мира в развитые страны, которое прекратится лишь с полным сосредоточением этого сообщества преимущественно в развитых странах.
Данное движение не просто формирует и углубляет разрыв между развитыми и всеми остальными. Оно позволяет с уверенностью утверждать, что при сохранении сложившихся тенденций технологического развития указанный разрыв уже в самое ближайшее время сможет приобрести, если еще не приобрел, окончательный и принципиально непреодолимый характер.
А это, в свою очередь, предопределяет прекращение или как минимум качественное замедление прогресса (по крайней мере, технического) вне развитых стран, с одной стороны, и необратимую социальную и финансовую деградацию развивающихся стран - с другой.
Этот разрыв, а точнее - технологически обусловленная пропасть существует не только между странами, но и внутри каждой из них. Ведь «информационное сообщество» неминуемо, в силу самого своего характера обособлено от остальной части общества, в котором оно в каждый конкретный момент пребывает. Таким образом, как это ни парадоксально, информационные технологии, - эти технологии всеобщей коммуникации и мгновенной связи всего со всеми, - ввергают человечество в глубоко трагическую эпоху многообразной, глубокой и окончательной разделенности.
Рядом с этой интерактивной, погруженной в многоуровневую сеть всеобщей коммуникации разделенностью эпоха феодальной раздробленности выглядит подлинным праздником международной и межклассовой солидарности.

Назад


i Развитие сектора интернет-услуг взаимосвязано и с использованием инновационного потенциала региона и, кроме того, благодаря появлению многочисленных региональных информационных сайтов способствует развитию регионального самосознания. Т.е. в данном случае Интернет выступает не только как проявление глобализации, но и т.н. локализации (т.е. в развитии и усилении роли локальных культур).

ii В. Андропов выделил два характерных явления, которые возникли в мире глобальных информационных коммуникаций: 1) интеграция интеллектуальных агентов в большие самоорганизующиеся системы с гибко перестраивающейся структурой для решения сложных, заранее неизвестных и быстро меняющихся задач; 2) специализация интеллектуальных агентов внутри таких систем с увеличением степени их зависимости от информации, поставляемой другими агентами.



 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!